Техника - молодёжи 1987-01, страница 9

Техника - молодёжи 1987-01, страница 9

фективности) нового метода обучения становится очевидной. И то, что электронное детище моих коллег, позволяющее, кстати, строить и графическое изображение чертежа или схемы, уже удостоено многих наград на всесоюзных и международных выставках по техническим средствам обучения, свидетельствует о верности избранного ими пути.

Но как обеспечить за короткий вузовский курс не просто «знание — знакомство» с предметом (первый уровень обучения) и даже не «знание — умение и навык» (второй уровень, который наиболее успешно постигается сегодня на обучающих диалоговых машинах), но «ЗНАНИЕ—ТВОРЧЕСТВО», или, как его расширенно трактуют сегодня педагоги,— «творческое действие, заключающееся в самостоятельном конструировании новой ориентировочной основы для деятельности, где человек действует «без правил»? Увы, зачастую уже такая постановка вопроса вызывала возражение некоторых недальновидных руководителей. «Зачем учить творчеству,— искренне недоумевали они,— когда нам от изобретателей и так жизни нет?.. Учите студентов работе, техническим нормативам, исполнительности, а от «творчества», от «изобретения велосипедов» мы уже устали».

Но хорошо известно, что велосипеды бывают разные. К ним относится, например, и бицикл, но ведь его тоже надо было придумать! Словом, наряду с АБСОЛЮТНЫМ творчеством существует очень

важное творчество ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, представляющее собой, по словам ленинградского профессора Рэма Федоровича Жукова, перенесение известных уже идей, принципов в новые условия, их приспособление и адаптацию. И это творчество только тогда будет жизненным, актуальным и необходимым для производства, когда авторы хорошо знают «недуги» и «узкие места» своего родного завода, положение дел с кадрами, материально-техническим обеспечением и т. п. Как же, не доверяя слепо автоматизму исполнения заученных истин, научить такому творчеству, как это сделать за ограниченное время в вузе?

Сегодня, пожалуй, одним из самых эффективных решений стало обучение в режиме обратной связи, в сущности, та же разновидность деловых игр. Представьте себе современный строительный трест, где обязанности руководителей его многочисленных подразделений выполняют... студенты. Им — начальникам управлений и участков, прорабам и снабженцам — задаются сроки строительства, выделяются определенные материальные и людские ресурсы. Причем требования выдаются на уровне самых современных задач, например, наш трест должен действовать в условиях полного хозрасчета, сдавать все «под ключ», окончательно отказавшись от «затратного метода» и пресловутого вала. Все происходит в отлично оборудованном кабинете деловых игр, связанном телефонами и кабелями с ЭВМ, оценивающей «плюсы» и «минусы» принятых решений.

Исходя из существующих нормативов, будущие инженеры занимаются возведением объектов, начиная с составления графиков, увязывающих последовательность выполнения работ, заказа необходимых материалов, автотранспорта для подвоза грузов. Проходит сравнительно спокойный этап начала строительства, когда каждый из играющих, следуя избранной стратегии (согласно своим психологическим склонностям, способности к риску), добился каких-то результатов. И вдруг — в полном соответ-