Техника - молодёжи 1987-05, страница 19

Техника - молодёжи 1987-05, страница 19

сы нефти и газа в тех слоях земной коры, которые раньше считали бесперспективными. Геофизики, изучая ее строение, выделили в породах фундамента (верхняя треть) так называемый горизонт А, залегающий на глубинах 6—33 км. В его пределах породы находятся в квазипластическом состоянии. Выше расположен горизонт, который авторы открытия условно обозначили Г. Многим замечателен этот горизонт. При переходе к нему скачкообразно падает плотность пород, скорость распространения упругих волн, снижаются внутренние напряжения. Здесь же — активнейшие очаги землетрясений. Горизонт Г служит поэтому своеобразным волноводом, опоясывающим земной шар. Согласно геофизическим данным он залегает на глубине 5 и более км, средняя мощность — 6 км, а размеры слагающих его блоков лежат в пределах 50—100 км. Важные сведения о слое Г дала пронзившая его Кольская сверхглубокая скважина. Оказалось, что сложен он сильно нарушенными породами, разбитыми многочисленными трещинами. А перекрывают и подстилают этот слой, напротив, породы довольно монолитные... Дополним сведения геофизиков результатами якутских экспериментов, и слой Г предстанет почти идеальной природной скороваркой для нефти!

Исходные вещества? Углеродсодержа-щих пород там сколько угодно. Есть очаги землетрясений — значит, идет постоянная «подзарядка» горных пород. Их трещиноватость обеспечивает благоприятнейшие условия для циркуляции флюидов под действием температурных и механических полей, силы тяжести... Словом, налицо принципиально новый объект для поисков залежей углеводородов. Причем залежей, сравнительно близких к земной поверхности, доступных сегодняшней буровой технике.

НЕЗРИМЫЕ НИТИ

В начале XX века крупный знаток проблемы нефтеобразования англичанин С. Пауэре сделал своеобразный прогноз: «Ко времени, когда из земли будет извлечен последний баррель нефти, еще не будет гипотезы ее образования, в равной мере удовлетворяющей всех заинтересованных и согласующейся со всеми мыслимыми геологическими условиями».

Теперь есть веские основания считать этот прогноз несбывшимся. Тайное, как говорится, рано или поздно становится явным. От этого может быть немножко грустно. Но мы знаем и другое: в науке самое блестящее открытие — это лишь вершина, с которой легче угадываются еще более высокие пики.

Итог фундаментального открытия обычно записывают в виде новой или уточненной формулы. В нашем случае это формула, по которой вычисляют прогнозные запасы углеводородов.

Нефть в последнее время стала одним из главных факторов мировой экономики и международных отношений. Поэтому значение прогнозной формулы выходит далеко за рамки сугубо специальных дисциплин. По ней, в сущности, подсчитывают наше богатство. Что же дало открытие сибирских ученых в этом смысле? Учет новых механизмов генерации углеводородов из органических и неорганических веществ приводит примерно к десятикратному увеличению прогнозных запасов!..

Но даже этот впечатляющий вывод не исчерпывает важности сделанного. Чем ярче, крупнее открытие, тем больший круг явлений оно охватывает и тем больше невидимых нитей тянется от него к близким и далеким событиям, проблемам. Мы уже говорили о грандиозных геологических следствиях. Не будем забывать и того, что мы с вами, с определенной точки зрения, всего-навсего «ходячая органика». Разгадка тайн нефти давно и теснейшим образом переплетена с другой, еще более сокровенной проблемой — происхождения жизни на Земле. Кстати, один из основоположников теории происхождения жизни — академик А. И. Опарин — писал, что толчком к его работам послужило экспериментальное доказательство Д. И. Менделеевым принципиальной возможности синтеза нефти из неорганических веществ (то есть органики из неорганики) .

А вот еще, вчитайтесь: «Ужасаемся волн кипящего моря, но ветры, которыми оное обуревается, нагруженные богатством корабли к желаемым берегам приносят». Эти мудрые и поэтичные слова о диалектике сил природы взяты из труда М. В. Ломоносова «Слово о рождении металлов от трясения земли»... От «трясения земли»! Не поразительно ли это совпадение! И дело даже не только в конкретных деталях, созвучиях с современными научными представлениями (надо бы сказать, наисовременнейшими). Два с лишним века назад Ломоносов давал пример скрупулезного и смелого поиска всех деятельных сил, формирующих целостный динамичный портрет земных недр. (Сегодня такой подход, наверное, назвали бы системным.) И нынешнее открытие рождения нефти «от трясения земли» видится отзвуком прозрений великого испытателя природы.

Наконец, еще одно по-своему знаменательное совпадение. Первые эксперименты в Якутске, мы помним, начались в середине 70-х годов. И как раз в то время апогея достигли всевозможные мрачные прогнозы западных экспертов. Много писали о близком исчерпании подземных кладовых, считали десятилетия и даже годы исчезновения того или иного вида сырья, в том числе нефти. А в то же время в заполярном Якутске готовилось «второе открытие» нефти. Теперь оно, смело можно сказать, состоялось и как бы еще раз напомнило о далеко еще не исчерпанном богатстве и щедрости нашего общего дома, в котором нам надо учиться жить...

НЕФТЬ ИЗ ЖИЗНИ ИЛИ ЖИЗНЬ ИЗ НЕФТИ!..

Проблема происхождения нефти уже много десятилетий, можно сказать, идет рука об руку с еще более сокровенной тайной природы — происхождением жизни на нашей планете. Что появилось раньше?

Позиция сторонников органического происхождения нефти в ответе на этот вопрос ясна и однозначна: жизнь. Они рассматривают процесс образования углеводородов нефти исключительно как деградацию биологических объектов.

В последнее время появилось немало фактов, совершенно необъяснимых с точки зрения «органиков». Например, следы нефти в космических телах — так называемых углистых хондритах. Исследуя их с помощью газовой хроматографии и масс-спектроскопии, ученые обнаружили тяжелые и легкие насыщенные углеводороды, ароматические углеводороды, пуриновые и пиримидиновые основания, аминокислоты, порфирины, макромолекулярные вещества типа гуминовых кислот... Все эти и многие другие соединения, которые содержались в углистых хондритах и которые встречаются в живых организмах и продуктах их распада, имеют, что было твердо установлено, абиогенное происхождение. Потом перечисленные продукты синтезировали в заведомо абиотических лабораторных условиях. Были также сделаны термодинамические расчеты, показавшие, что рождение сложнейших биогенных веществ может протекать, например, в туманностях при температурах 360—400°К и давлении примерно 10"5 тор. На роль катализаторов здесь вполне пригодны присутствующие в туманностях минеральные частицы магнетита, гидратных форм силикатов и других минералов. Обнаружилось и еще одно примечательное совпадение: многие органические вещества и на Земле, и в углистых хондритах содержатся в одинаковых пропорциях.

По данным исследований, советские ученые выдвинули предположение: внутренняя часть нашей планеты содержит органические соединения, образованные еще в период формирования Земли из протопланетного облака. А в дальнейшем эти вещества послужили основой как для возникновения жизни, так и для образования нефти. Детально гипотеза пока не разработана. Однако вывод из нее напрашивается такой: нефть возникла не из живых организмов, а одновременно с ними — в ходе единого процесса эволюции вещества Вселенной.

И вот открыты новые механизмы нефтеобразования. Несомненно, их учет потребует пересмотра прежних моделей и представлений, существовавших в смежных проблемах — происхождения жизни и нефти.

2 «Техника — молодежи» № 5

17