Техника - молодёжи 1987-05, страница 8

Техника - молодёжи 1987-05, страница 8

шественников. Собственно, понимание вызревало давно. Не он первый обратил внимание на несовершенство принципов классификации деталей. Только, наверное, никто не осознал этого глубже профессора Баз-рова. В противном случае совершенно непонятным и необъяснимым будет ход его мысли.

Первым делом он решил определить то самое-самое общее, без чего никакая деталь не может существовать. Одна за другой отсекались характеристики, не отвечающие этому условию. И наконец, деталь... исчезла!

Сама по себе потеря ею осязаемости, материальности второстепенна, естественна. Ведь выбран путь абстракции. Нельзя указать один материал для всех мыслимых деталей — долой соответствующую характеристику, связанную со свойствами металла, пластмассы, дерева. Ушли, стерлись и все геометрические черты. Вал стал неотличим от шестерни!.. Что же тогда осталось? Только то, без чего не может быть ни детской деревянной лопатки, ни коленчатого вала судовой машины. Первое — рабочая поверхность детали (острие иглы, кромка резца, хитро изогнутая поверхность турбинной лопатки). Второе — базирующая поверхность, которая, сопрягаясь с поверхностями других деталей конструкции, строго задает положение детали. (Например, часть поверхности хвостовика той же турбинной лопатки, упирающаяся тоже в базирующую поверхность пазов ротора.) Наконец, третье — связующая поверхность. О ее роли прямо говорит название. Она нужна только для соединения, связывания воедино рабочих и базирующих поверхностей.

У двух произвольно взятых деталей могут быть десятки всевозможных различий — по материалу, точности изготовления, размерам, назначению, конфигурации... Но при этом любая из мыслимых деталей все равно останется совокупностью трех, имеющих свои особые функции поверхностей. По форме они могут быть плоскими, винтовыми или коническими. Рабочая и базирующая поверхности могут совпадать (скажем, как у элементарной шайбы). У сложных деталей их функциональные поверхности подчас представлены в самых затейливых сочетаниях. Всегда неизменна только их самая суть — служебная функция. А совокупность этих поверхностей-функций, по существу, и есть деталь,

какой она предстает нам с чертежа конструктора.

(Вот уж воистину — неисповедимы пути научной мысли. То, что мы сейчас говорили о трех видах поверхностей,— чистейшая классика! С ними уже на первых страницах знакомит любой учебник технологии машиностроения. Но ведь никто раньше не смог разглядеть в них первокирпичики машиностроения, основу поразительно простой и стройной классификации. Почему? Чего для этого не хватило? Вопросы, пожалуй, безответные. Но один вывод, зная ход мысли профессора Базрова, можно сделать: в области, сугубо практической, конкретной, к успеху привела, можно сказать, высочайшей степени умозрительность.)

Физики, известные склонностью к шуткам, назвали первокирпичики микромира словом, взятым из бредового сна героя романа Д. Джойса «Поминки по Финнегану». Спящему чудятся чайки, летящие за кормой и вскрикивающие человеческим голосом: «Три кварка для мистера Марка!» В технологии машиностроения такие вольности вне традиций. Здесь найденные первокирпичики получили название пусть менее звучное, зато вполне осмысленное — модули. Соответственно и технология, разрабатываемая профессором Базро-вым и его учениками, названа модульной.

В чем ее суть? Вначале познакомимся с новой классификацией. Мы уже говорили, что любую деталь можно представить совокупностью трех видов поверхностей. Теперь каждый из них обозначим соответствующим модулем. Будут: модуль поверхности рабочей (МПР), модуль поверхности базирующей (МПБ) и модуль поверхности связующей (МПС). Но это лишь самая верхняя ступень классификации. Спустимся по ее своеобразной лесенке вниз, взяв для примера, скажем, модуль базирующей поверхности. Она, естественно, может быть очень сложной, представленной совокупностью — причем в самых разных сочетаниях — плоских, конических, цилиндрических и прочих поверхностей. Значит, речь уже должна идти не об одном модуле, а о многих. Скольких? Оказалось, «модулей поверхностей базирующих» необходимо 21. А «рабочих» и «связующих» — по 6.

Практический смысл такой классификации прост. Из вполне скромного количества модулей мы имеем

возможность составить любую (подчеркнем, любую!) деталь. Столь же реальна и обратная задача: любую из уже изготовляемых деталей несложно мысленно расчленить на модули поверхностей. В первом приближении записанный на конкретную деталь комплект модулей подобен ее чертежу. Не проставлены размеры, требования к точности, не указан материал... Но соответствующий код в комплект модулей ничто не мешает внести. А на уровне классификации можно дополнительно разбить все детали, скажем, на несколько уровней по тем же размерам, точности... Возрастет общее количество своего рода низовых модулей? Да. Но и тогда их будет всего лишь десятки, пусть даже сотни. Для каждого модуля разработаем несколько типовых технологических процессов, наилучшим образом учитывающих разнообразие по размерам, материалу, требования к геометрической точности, к качеству поверхностного слоя...

Эти типовые процессы будут в одинаковой степени пригодны для любого машиностроительного завода. Приобретет четкие основания идея банка технологических знаний. Написал модульный портрет нужной детали, обратился с соответствующим кодом в информационный банк — через считанные секунды получил на дисплее вариант технологического процесса. Допустим, показался он не самым лучшим. Делаешь свой вариант, посылаешь его по соответствующему электронному каналу в тот же банк. Там его экс-пертируют. Если решение дельное, его занесут в память системы, и оно тотчас будет готово избавить от рутинной работы коллегу, быть может, на другом конце страны.

Сегодня еще трудно предвидеть всевозможные изменения, которые может принести внедрение модульной технологии, разрабатываемой заведующим одной из кафедр Московского института нефти и газа имени Губкина профессором Б. М. Базровым и его учениками. Надо думать, например, что и конструкторы новых станков получат более четкие ориентиры в своей работе. Облегчится планирование. Во всяком случае, упорядочивающий эффект модульной технологии уже очевиден.

И быть может, именно ей будет по плечу быстрее взять максимум полезного из потока той живительной новизны, о котором мы говорили в начале заметок.

6