Юный техник 1958-07, страница 23

Юный техник 1958-07, страница 23

Если бы жив был старый рабочий дедушка Само, он унидел бы, что цветочная пыль, в которой он развеял по заводам заветное слово, дала отличные плоды — появились и самора ботающие станки и самоработающие машины.

...В цехе все необычно. Очень светло. Просторно. Нет рабочих. Лишь мерный гул двигателей и резкие звуки ннстр)-мента, вгрызающегося в металл, говорят о том, что здесь идет работа.

Подойдем поближе хотя бы вот к этому станку. Первое, что бросается в глаза, — упрямая фреза. Материал сопротивляется, а она неутомимо вгрызается в толстун» стальную пла-стипку, и постепенно вырисовываются очертания фигурной детали, как будто нарочно описанной сложнейшими кривыми.

Когда наблюдаешь работу обычного станка, видишь, как фрезеровщик то подкрутит штурвал, то тронет чуть-чуть рычаг, то вдруг пустит станок потише, то быстрее. И становится ясным, что к чему, зачем нужны все эти манипуляции — серия управляющих станком действий.

Здесь же, у само работающего станка, ничего не понятно: вращаются детали, движется фреза, меняя еле заметно свой ход, а кто ею управляет? Как станок без человека «разбирается» в сложном процессе обработки?

На узкой бумажной или магнитной лепте, а иногда на кинопленке нанесены замысловатые комбинации отверстий, намагниченных участков или черточек. Это закодированная программа, которая содержит необходимые указания о величине и направлении перемещения инструмента при обработке детали сложной формы.

Такая программа есть не что иное, как подробное описание' технологического процесса с помощью цифр. Она-то и управляет станком.

Перемещаясь вдоль обрабатываемой поверхности, строго в соответствии с программой, инструмент изменяет профиль детали. Встроенные в станок измерительные инструменты авго матическн в процессе обработки измеряют деталь. Ланные измерений поступают в счетное устройство. Здесь происходит непрерывное сравнение поступающих данных с указаниями программы обработки детали. Это своего рода вычисления. Их результат — поправки — снова передаются в виде отдельпых импульсов в механизмы подачи инструмента.

Технологи-турбостроители знают, как трудно произвести точную обработку сложного профиля турбинной лопатки, похожей на замысловатую раковину. Надо высчитать по сложным уравнениям профиль, затем начертить его, построить объемные шаблоны и копиры и только потом можно приступить к обработке. На все эю уходит целых три недели. Л на станке с программным управлением, включая наладку станка,— всего четыре часа!

На обычном станке кулачок сложной формы изготовляется шесть недель, станок-робот делает ту же работу за полчаса! Экопомисты подсчитали, что два автоматизированных станка могут выпустить столько же продукции, сколько целый ц«»х с десятью станками.

Обслуживание станка ограничивается установкой изделия и

21