Техника - молодёжи 1987-06, страница 8

Техника - молодёжи 1987-06, страница 8

расходуется почти половина добываемой в мире меди и четверть свинца, которые в буквальном смысле зарываются в землю.

...Словно предчувствуя возможность возникновения подобной ситуации, Александр Бэлл всего четыре года спустя после изобретения телефона запатентовал «фотофон» — устройство для передачи сообщений при помощи солнечного света. Однако изобретению в то время не повезло: проводная, а затем и радиосвязь оказались более эффективными для передачи информации. О «фотофоне» вспомнили, когда появились лазеры, работающие в оптическом и инфракрасном диапазоне.

И сразу забрезжил выход из тупика. Ведь «частотное» пространство оптического диапазона в десятки тысяч раз больше, чем в радиодиапазоне. Работа передатчиков на столь высоких частотах практически сняла бы все проблемы, связанные с теснотой в эфире.

На первых порах казалось, что острая направленность лазерного луча и необычайно высокая концент-

к высотам научно-1

рация энергии в нем позволит осуществить идею Бэлла на принципиально новом уровне — организовать оптическую связь через открытое пространство. И действительно, луч лазера-передатчика, направленный из окна физической лаборатории МГУ, был принят фотоприемником в одном из зданий на Зубовской площади, и по нему состоялся телефонный разговор. Это было ясным летним утром. Но стоило заморосить дождю, появиться туману, как повторялась ситуация с фотофоном Бэлла. Даже в ясную погоду в условиях загрязненности атмосферы в крупных городах связь по лазерному лучу становилась более чем проблематичной. Связь через открытое пространство оказалась эффективной лишь в условиях высокогорья и космоса.

Пробовали защитить луч, направив его по трубе с отражателями и фокусирующими линзами. Таким способом удавалось передать световой сигнал на расстояние, но изготовление и регулировка оптических систем оказались настолько трудоемкими, что о практическом

хнического прогресса

Каждый день на Земле раздается 0,6 млрд. телефонных звонков, выхо-на связь 1 млн. телеграфных абонентов, тысячи агентств, радою и телевидение передают в эфир свои сообщения. За год, утверждает неумолимая статистика, национальный и международный обмен информацией растет на 15 и 25% соответственно.

В эфире тесно, но, как свидетельствуют муниципалитеты крупнейших городов мира, еще большая теснота царит в коллекторах, битком набитых кабелями всех типов и размеров. Анализ показывает, что дальнейший — чисто количественный — рост и без того разветвленных телефонных, телеграфных, телексных, радио- и телевещательных сетей вряд ли спасет человечество от надвигающегося информационного кризиса, если ускоренными темпами не развивать качественно новые способы передачи информации, например волоконно-оптическую связь.

Вадим МИХНЕВИЧ,

инженер

Современный радиоприемник отличается от своего предшественника начала века примерно так же, как экспресс на магнитной подушке от конки. Хотя со времен А. И. Попова основные принципы радиопередачи и приема остались прежними.

Радисты-ветераны еще помнят то время, когда в эфир выходило небольшое число радиостанций. Их рабочие частоты не мешали друг другу. Сегодня же приходится идти на всевозможные ухищрения, чтобы из лавины сигналов, обрушивающихся на антенны, выделить нужный.

Как известно, в коротковолновом диапазоне могут, не мешая друг другу, одновременно работать больше радиовещательных станций, чем в длинно- и средневолновом, вместе взятых. Поэтому предшествующее развитие радиотехники было связано с освоением все более высоких частот. Это похоже на восхождение альпиниста — чем ближе к вершине, тем труднее. Освоение диапазона СВЧ потребовало создания принципиально новых электронных приборов. Место проводов заняли коаксиальные кабели и волноводы, вместо катушек индуктивности появились объемные резонаторы... На сверхвысоких частотах резко возросли потери энергии, в том числе и в атмосфере. Восхождение по шкале частот резко замедлилось. Впереди был тупик.

Забили тревогу и экономисты. Ведь сегодня на проводную связь