Техника - молодёжи 1987-06, страница 5

Техника - молодёжи 1987-06, страница 5

Эвенкией

во всех обстоятельствах оставался сдержанным, немногословным. Это тем более привлекало, что все знали его исключительную отвагу. Он первым в стране вместе с братом Олегом освоил парящие полеты. А чтобы взлететь со склона с попутным ветром в 7 м/с, чего дельтаплан не умел делать, он обращался за помощью к горнолыжникам. Они, держа крыло с пилотом на весу, разгонялись до скорости километров 60 в час и подбрасывали его в воздух. Травмы? Были у Геннадия и они. Но следствием их стала не боязнь, а мудрость и осторожность. Не случайно у сегодняшнего Коваленко, конструирующего все более совершенные мотодельтапланы, вопрос безопасности стоит на одном из первых мест.

Идея оснастить дельтаплан легким моторчиком возникла у Геннадия давно. Многие помнят слет дельтапланеристов 1977 года в Коктебеле, который был сорван из-за погоды. Пилоты носились тогда со склона на склон в надежде поймать встречный ветер, но тщетно... А мотор давал дельтапланеристу независимость от капризов погоды.

Практическая работа по созданию мотодельтаплана началась в студенческом КБ «Поиск» в 1983 году. Основательность — еще одна естественная черта сибирского характера Коваленко. Под его руководством был глубоко изучен отечественный и зарубежный опыт строительства сверхлегких летательных аппаратов. Анализ конструкций позволил гра

научно-техническое творчество молодежи

мотно начать поиск оптимальной собственной модели.

Студенческое конструкторское бюро имело богатый опыт строительства дельтапланов. Уже с 1976 года велись разработки, изготовление и испытание спортивных аппаратов. Красноярские крылья парили над белоснежными склонами пика Ленина, забирались в поднебесье в Крыму и на Кавказе. На своих крыльях красноярские спортсмены успешно выступали на соревнованиях любых рангов. Разработки неизменно отличал научно-профессиональный подход к самодеятельному творчеству. Основные конструктивные схемы рассчитывали и моделировали с помощью ЭВМ. Появлялись совершенно оригинальные конструктивные решения. На них получены авторские свидетельства.

Всего было создано 20 аппаратов, 9 из которых стали базовыми для создания моторных и безмоторных аппаратов. Из всех опробованных схем, среди которых была и бипланная с аэродинамическим управлением, выбор остановили на схеме «Гриф-14».

— Главное, что определило наш выбор,— рассказывает Геннадий Коваленко,— это приемлемый диапазон летных скоростей и высокие показатели боковой и продольной устойчивости. Для проверки крыла в реальных условиях полета мы проводили испытания по сваливанию аппарата в штопор при выполнении нисходящих спиралей.

(Как известно, первым в мире научил летательный аппарат выходить из штопора известный русский пилот Константин Константинович Арцеулов, впоследствии много лет сотрудничавший как художник с «Техникой — молодежи». В наше время такие испытания проводят профессиональные испытатели, получая значительную премиальную или страховую сумму.

Подготовка сибиряков позволила все сделать самим.)

— При скорости снижения 8 м/с с вращением вокруг продольной оси,— продолжает немногословный Геннадий,— втягивания аппарата в штопор не было. Аппарат легко выходил в нормальный режим полета...

В конструкции мотодельтаплана «Гриф-14» можно выделить две особенности, отличающие его от аналогичных аппаратов. Первая — установка в центральной части крыла отрывной оболочки, которая автоматически занимает определенное положение в зависимости от харак

тера обтекания воздушным потоком крыла. Это конструктивное решение расширило диапазон скоростей аппарата и повысило его боковую устойчивость в режимах парашютирования. Вторая особенность — упругая подвеска колес, демпфирующая вертикальные и горизонтальные боковые нагрузки, действующие на колеса, что позволило совершать взлет и посадку с неподготовленных площадок при боковом ветре до 5 м/с.

Этот аппарат и стал первым сельскохозяйственным мотодельтапланом красноярских студентов (см. характеристики «Грифа-14»), Мотодельтаплан снабдили поршневым двухтактным двигателем типа 43-400 с максимальной статической тягой 70 кг и весом 37 кг.

В 1985 году «Гриф-14», оборудованный подвесной опрыскивающей системой, получил, если так можно сказать, первое трудовое крещение. Он с успехом обработал посевы кукурузы и картофельные поля. Главное его достоинство состояло в том, что он летел на высоте, оптимальной для обработки,— 1,5—2 м, не допускавшей излишнего и бесцельного расхода химикатов, как это нередко бывает при обработке угодий с самолета.

В том же году аппарат демонстрировали перед участниками Всесоюзного совещания по интенсивным технологиям в сельском хозяйстве, собравшимися в совхозе «На-заровский» Красноярского края, а потом и в Москве. Интерес специалистов был огромный. Многие руководители хозяйств готовы были тут же заключить договор на обработку своих полей с помощью мотодельтаплана. Но «Грифов» для сибирской земли слишком мало...

Так были сделаны первые шаги по созданию сельскохозяйственного СЛА. И хоть несладко было в противогазе переливать ядовитые жидкости из емкости в емкость, но все компенсировала радость, когда твой труд, твои искания становятся реальностью и приносят зримую пользу.

За зиму конструкторы создали более совершенный аппарат — «Гриф-20». Он и стал главным действующим лицом агроэксперимен-та-86, с отчета о котором мы начали рассказ. Большую помощь в этой работе оказал руководитель краевого агропрома Борис Михайлович Вчерашний. А шефство над работой студенческого КБ по внедрению мотодельтапланов в сельское хозяйство взял выпускник МАИ, председа

3