Техника - молодёжи 1987-07, страница 11

Техника - молодёжи 1987-07, страница 11

ультразвуком устраняет новообразования, причем обработанный участок ткани очень быстро заживает. Интересно, что с помощью электронного блока управления «Крио-тон» может работать в автоматическом режиме и заменить на какое-то время медсестру.

— Установка очень нужная,— комментирует Вячеслав Александрович.— Такие аппараты, использующие новые виды воздействий на живую ткань, врачи давно ждут от ученых и инженеров. «Криотон», по сути дела,— бескровный скальпель. И обратите внимание, здесь на табличке указано, что, изменив форму зондов, можно использовать такой скальпель в иных областях — в хирургии желудка, кишечника.

Аппарат «Криотон».

Надо бы нашей промышленности расщедриться — выпустить побольше модификаций подобного аппарата.

Таболин — детский врач, и естественно, что его как магнитом тянет к медицинской технике, применяемой для лечения детей. Поэтому следующий экспонат, к которому мы подходим, это «Монитор для новорожденных» Львовского научно-производственного объединения радиоэлектронной медицинской аппаратуры.

Латинское слово «монитор» означает — предостерегающий. Он должен предостеречь врача: не прерывается ли дыхание у малыша, нет ли перебоев в сердце? Несколько

невзрачных на вид приборов. На панели одного из них — лампочки, тумблеры и схематичное изображение ребенка с указанием точек, по которым фиксируют состояние сердца, легких.

— Иногда ребенок рождается весом всего в пятьсот граммов, и ведь это уже человеческое существо, которое должно жить. А сможет оно жить только в том случае, если мы сумеем создать условия, как бы продолжающие его жизнь в материнском организме,— говорит Вячеслав Александрович, внимательно осматривая приборы.— Не так уж давно недоношенных детей просто заворачивали в вату и ждали. Монитор отмечает каждое биение сердца, каждый срыв дыхания, наносит на диаграмму и дает в случае опасности сигнал врачу. Хорошо бы иметь такую систему в любом родильном доме, а уж в специализированных центрах «Матери и ребенка» она просто необходима. До сих пор мы покупали подобные приборы за границей, и я бы не сказал, чтобы они отвечали всем требованиям врачей. Стало быть, в нашей медицинской технике для детей это своего рода «белое пятно». Хорошо, что позаботились молодые львовяне. Только выпущено-то пока всего несколько штук! А ведь скольким детям в состоянии помочь, скольких матерей может осчастливить эта неприметная с виду группка приборов!

«Белые пятна»... Вячеслав Александрович, на наш взгляд, затронул очень важный и интересный аспект экспозиции НТТМ-87. С целью развить его обращаемся к нашему гиду:

— Какие экспонаты вы, как специалист, особенно хотели бы здесь увидеть?

— Да самые простейшие. К примеру: надо измерить давление у маленького ребенка. Обычная манжетка наших ртутных манометров слишком широка для него, нужно, чтобы она занимала лишь треть плеча. Я никогда не расстаюсь с японским измерителем давления — с узкой детской манжеткой, он даже и сейчас у меня в портфеле. Когда же будут подобные отечественные приборы? Нужны и электронные цифровые термометры, которые замеряли бы температуру в точке. Хочешь узнать температуру на кончике носа — приставь датчик, и мгновенно увидишь цифры.

Или еще вот что: совсем недавно я предложил способ диагностики состояния новорожденных с по

мощью анализа собранной за сутки мочи. Здесь нужен небольшй полимерный мешочек и клей, который не раздражал бы нежную кожу. Да нет такого клея. Можно назвать еще множество необходимых вещей...

Среди посетителей Вячеслав Александрович вдруг увидел знакомое лицо. Это Игорь Сидоров — молодой врач-педиатр. Когда-то он работал у Таболина. Игорь получил медицинское образование, но его тянуло к технике. Он думал над новыми способами диагностики, старался усовершенствовать обычные приборы, и это ему неплохо удавалось. Правда, не всегда его понимали коллеги, не всегда с радостью откликалось на его идеи начальство. Но молодой врач был верен своим занятиям. На НТТМ-87 у него свой экспонат — прибор для наблюдения за микроциркуляцией крови в капиллярах глаза.

Игорь подводит нас к довольно массивному штативу, на котором укреплена многосуставная «рука», подобная манипулятору робота. Рука эта держит модернизированный фотоаппарат. Чтобы заглянуть в глаза маленькому пациенту, она может повернуть объектив практически под любым углом.

Часто мы слышим: «Глаза говорят». Врачу, действительно, многое могут сказать глаза, особенно если рассматривать радужную оболочку под микроскопом. Но как это сделать у ребенка? Игорь совместил в одном приборе микроскоп, фотоаппарат и источник света.

— Раньше подобные исследования проводили в темной комнате. Свет бил больному прямо в глаз, микроскоп подносили слишком близко. Мы же пускаем луч от источника по световоду прямо к объективу фотоаппарата, в темную ком-

Шлем для регистрации биотонов мозга.