Техника - молодёжи 1987-12, страница 10

Техника - молодёжи 1987-12, страница 10

Александр ТРУТНЕВ,

наш спец. корр. Фото Вадима ПИХНОВСКОГО

В очерке «На «черном болоте» («ТМ», № 4 за 1986 г.) рассказывалось о работе молодежи на освоении Ямбургского газоконденсатно-го месторождения. В частности, был назван ряд проблем, возникших на ударной стройке. Говорилось и о межведомственных барьерах, мешающих слаженному ходу строительства, и о производственной неразберихе, и о социальной неустроенности молодых газовиков...

Прошло почти полтора года. И мы решили вернуться к этой теме.

— Ямбург не принимает. Нет погоды.— Уже третий день слышу я эти слова и вижу вокруг себя понурые лица вахтовиков. Людей в Надымском аэропорту — что селедок в банке. В ушанках, унтах и полушубках, с рюкзаками и чемоданами. А вертолета все нет. И под вечер многие отправляются искать ночлег, а то и устраиваются прямо здесь, на лавках.

«Ямбург не принимает. Нет погоды...»

Коротая время в аэропорту, вспоминал я свой первый приезд на Ямбург. А было это в январе 1982 года...

Автоколонна из 39 транспортных машин с лозунгом на головной «Даешь Ямбург!» двинулась из Надыма. Тягачи тащили жилые вагончики, котельную, две электростанции, столовую, словом, все необходимое для того, чтобы можно было закрепиться на площадке пионерного поселка. Хорошо помню, как с каждым днем крепчал мороз, разыгрывалась метель, но впереди еще были нелегкие и долгие километры белого тундрового безмолвия. Каждый день в низком ненастном небе над головой колонны кружился вертолет. Ми-8 доставлял десантникам горячую пищу, газеты, почту.

На шестые сутки автопоезд вышел в заданную точку. Сквозь снежную вихревую мглу чуть заметно проглядывали силуэты двух вагончиков, на высоком шесте развевался красный флаг. От этих одиноких в бескрайней тундре жилищ бежали навстречу Владимир Придатко, Николай Охрименко и Александр Литвинов, ставшие первыми жителями Ямбурга. Работали они втроем почти месяц, обустраиваясь, готовя вертолетную площадку...

А потом я приехал сюда через год. В поселке были выстроены две улицы из вагончиков: Первопроходцев и Заполярная. Столовая по вечерам превращалась в дискоклуб: временная электростанция снабжала светом и теплом, а радиосвязь позволяла поддерживать постоянный контакт с Надымом. Было и телевидение.

Тогда, в 1983 году, в канун Дня Победы, коллектив бригады, возглавляемый известным буровым мастером Василием Марковичем Кочергой, тем самым, который «откупоривал» Медвежье, вонзил стальное долото в вечную мерзлоту. Раз-буривание в Ямбурге началось.

Здешние буровики стали использовать лучшие технические и технологические решения, оправдавшие себя в Медвежьем и Уренгое. На новом месторождении, как, впрочем,

РНАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ

ремалывал лопастями морозный воздух. Наконец показалась Обская губа, занесенная снегом, а там и берег с портовыми сооружениями. Чуть поодаль — поселок. По дорогам тянутся грузовики и «сваебои», экскаваторы и «уазики», бетономешалки и автобусы-вахтовики... Все в движении, все в работе.

А вот и первенец Ямбурга — установка комплексной. подготовки газа (УКПГ). В ее высоких алюминиевых корпусах идет работа: газ месторождения здесь осушают, отделяют от примесей и подают в трубопровод.

— Ямбург заставил нас внести существенные поправки в научно-технические и организационные решения, которые использовались при обустройстве Медвежьего и Уренгоя,— рассказывал генеральный директор производственного

ВРЕМЯ ВНОСИТЬ КОРРЕКТИВЫ

и на Уренгое, диаметры подземных стволов были расширены в полтора раза. Это, в свою очередь, почти наполовину сократило число самих скважин и принесло большую экономию. Хотя каждая скважина увеличенного диаметра дороже обычной на 9%, зато ее производительность вдвое выше.

С первых дней газодобытчики стали применять метод кустового бурения. В чем его выгоды? Вместо одной вертикальной скважины бурятся сразу несколько наклонных — веером к продуктивному горизонту. При таком способе почти наполовину сократились размеры производственных площадок — значит, меньше урона легкоранимой поверхности тундры.

Ямбург стал как бы продолжением Уренгойского месторождения. Однако между ними различие: земля на Ямбурге тверже, морозы крепче, зато кладовые богаче. Протянулись они примерно на 170 км в длину и на 45 км в ширину. Когда-то на всей этой территории не было ни одного населенного пункта, а теперь один за другим возникают вахтовые поселки.

...Наконец «дали погоду». И вертолет за вертолетом стали подниматься и ложиться курсом на север.

Два часа наш работяга Ми-8 пе-

Буровая — необходимый атрибут архитектуры поселка газодобытчиков.

объединения Ямбурггаздобыча Александр Рантикович Маргулов. Крупные, начиненные оборудованием, приборами и автоматикой блоки монтируются на Большой земле, в Тюмени. На месторождении же их остается лишь «привязать» друг к другу — и объект готов. Это резко ускорило темпы работ. Так построе-

8