Техника - молодёжи 1988-03, страница 11

Техника - молодёжи 1988-03, страница 11

[

отечестве

ловеческой жизнедеятельности, которая называется «душой» н отделяется от организма массой. Эта душевная деятельность состоит как нз разума, так и из чувства, и мы не имеем никаких преимуществ разума. Чувства в том смысле, как я нх здесь употребляю, надо понимать в смысле тех впечатлений, тех обобщений, которые добываются не разумом, а «сердцем»,— здесь, например, заключается большая часть важной для нас моральной оценки наших действий, и, оценивая выводы наши разумом, мы должны их оценивать н чувством. Но ведь разны н разум, н «сердце» у разных лнц, разных наций, разных времен?

лн. Я не вижу нигде опоры, на которую можно было бы опереться,— я не вижу ин в чем переграды сомнению и вследствие этого же сомнения [...] принужден ухватиться за этот способ познания, сила которого представляется мне великой. Велика она н тем, что вся жизнь является прн этом средством познания...

Я внжу, как из работы отдельных лнц, опирающихся н исходящих постоянно нз познанного массами, выработалось огромное, подавляющее знание наукн; я внжу, как неутомимо идет работа в нем,— работа ощупью, работа почти всегда наугад, н как из нестройных, беспорядочных попыток отдельных лиц

рабатывается нечто более стройное н более упорядоченное. Но в этой работе научной является форма той же массовой работы, только более односторонней и потому менее сильной, менее результативной.

Задача вся состоит в том, чтобы и эта работа вошла в общую массовую жизнь, чтобы масса поднялась до этой работы н влила сама в нее то, чего недостает в ней. И как явилась прекрасной ее поэзия, как явилась чудной ее музыка н как явились высоко гармоничными те нли иные мысли, идеалы, стремления из массовой жнзни — так, я думаю, должна явиться могучим н новым н наука, знание, вошедшее в массы и нх до себя поднявшее...

...Не страшно, если перед тяжестью жизнн не привьется и ннзложится идея, исстрадаются люди. Сила иден именно в том, что даже когда те, которые первые принялись за нее, разметутся или падут в своей слабости, она зарождается без их ведома в других людях, и несется дальше, и подымает массы, н сама растет, изменяется. А идея всегда прекрасна, н отчего, почему она так красива и так бесформенна?

здесь. Очевидно, говоря о значении личности — я не говорю, чтобы личность могла действовать вне зависимости от места, времени, людей я не могу говорить о «свободном» действии личности. Но я не внжу н не понимаю, почему работа массовой жизнн не может н не должна выражаться особенно ярко и сознательно в отдельных личностях? Почему в отдельных личностях не могут развиваться особенно сильно и другие стремления, которые являются результатом сложного процесса

но в то же время — так односторонне сильно развитые — не могут являться противником самых ясных логических следствий массовой работы? И отчего непременно явится «массовое», непосредственное деление отдельных исторических событий, когда «исторические события» являются столь же мелкнмн углублениями в массовой жнзнн, как и отдельные личности? Обо всем этом, однако, напншу в другой раз — а теперь н

Мюнхен 22 октября 1888 г.

Мне иногда кажется, что эта массовая жизнь есть какой-то отголосок космических сил, которые — мы вндим — действуют всюду, н что, если бы мы смогли применить здесь обычные нам логические методы, мы могли бы разбить эту жизнь на известные рамки, на известные частички, которые оказались бы связанными с более широкими и более общими явлениями, мы смогли бы найти «законы» этой жнзнн н «формулы» ее развития...

...Ты вндншь, следовательно, мой милый друг, что я вовсе не являюсь человеком, не сознающим значения масс в обшей жизнн человечества. И если я все-таки говорю, что в истории достигается все более отдельными «личностями» — если я ставлю очень высоко значение «личности» в исторических событиях, то это вовсе не потому, чтобы я преуменьшал значение масс в «делании истории».

Я думаю, что это тоже вопрос о свободе волн, только на другой подкладке. И как, чтобы нам понимать друг друга хорошенько — надо быть одного понн-

9