Техника - молодёжи 1988-03, страница 30

Техника - молодёжи 1988-03, страница 30

чуть подгибают ноги, и это незамедлительно сказывается на осанке. Другие, чтобы не спотыкаться и предотвратить падение вперед, сильно прогибаются в пояснице — знакомый женский силуэт, не правда ли?

Но недаром говорят, что если у мужчин есть право иметь тело, то у женщин может быть только фигура. Хотя «шпилька» нередко и делает их обладательниц более привлекательными, расплачиваться приходится болями в пояснице. В первую очередь жертвами становятся женщины со слабыми мышцами спины и ног. Тем не менее миллионы представительниц прекрасного пола мирятся с такими мучениями, с годами они даже становятся привыч-

Зарубежные исследователи выяснили: привычка носить высоченный каблук приводит к тому, что с возрастом укорачиваются трехглавые мышцы голени (см. рис.). Поэтому приверженцы «шпильки» не могут в достаточной мере поддерживать равновесие, надев обувь с плоской подошвой. Им трудно опускать пятку на землю, и они стремятся стать на цыпочки. Некоторые вынуждены носить ставшую привычной обувь даже на пляже, расставаясь с ней только на время сна. По существу, каблуки стали для многих своеобразным протезом, которым женщина пользуется для уменьшения болей и неприятных ощущений, связанных с растяжением укоротившихся мышц.

Где же выход? Ведь даже объек

тивно оценив плюсы и минусы высокого каблука, едва ли кто-то добровольно откажется от обуви, ставшей привычной. Другое дело — мода. Но едва ли плоская подошва сможет когда-нибудь полностью вытеснить «шпильку», хотя, конечно, конкурировать друг с другом им время от времени и приходится (возьмем, к примеру, моду последних лет).

К счастью, хронических «высоко-каблучниц» не так уж много, к тому же не у всех дело обстоит безнадежно. Ведь согласно наблюдениям французского Института здоровья и медицинских исследований искусственное растяжение укоротившихся трехглавых мышц голени восстанавливает их форму. Речь идет о несложных упражнениях, которые можно делать в любое время дня. Это и вытягивание носков, и приседания с опорой на всю стопу, и прогулки по наклонным поверхностям, и ходьба на пятках. Может быть, кое-кому будет полезно почаще вспоминать высказывания немецкого ученого прошлого века Се-вастьяна Кнейппа, ставшие своеобразными гигиеническими лозунгами. Вот они: «Самая лучшая обувь — это отсутствие обуви» и «Каждый шаг босиком — лишняя минута жизни».

Но врачи предостерегают, а женщина располагает.

(При подготовке статьи использованы материалы французского журнала *Сьянс э ви»)

Летом прошлого года в Москве, в Орехове-Борисове открылась обувная фабрика, построенная по проекту итальянской фирмы «Ко-голо». Фабрика полностью оснащена импортным (в основном итальянским) оборудованием. Для итальянцев это был необычный заказ — таких больших фабрик, где производится все необходимое — от стельки до обувной коробки,— в Европе просто нет. На фабрике будут выпускать 2 млн. пар обуви в год — женские и мужские сапоги, кроссовки, модельные туфли, детскую и спортивную обувь.

И еще два таких предприятия недавно появились у нас — в Калуге и в Тольятти.

— Как вы себя чувствуете? Как чувствуют себя ваши ноги? Не удивляйтесь, эти вопросы очень близки. Состояние человека, его работоспособность, комфортность жизни, если хотите, во многом определяются тем, насколько удобна его обувь. И поэтому обувь — категория социальная.

И давно уже не стоит махать ру кой — мол промышленность «лег кая», разве нужно для нее сложно( оборудование? Очень даже нужно. Операции здесь тончайшие, разнообразные. Что поделаешь — человеческие ноги имеют очень сложную форму, и никто в этом не виноват. Приходится приспосабливаться и делать гибкие, рассчитанные на многое машины. От заказов обувщиков иной раз отмахивались крупнейшие машиностроительные предприятия — боялись, видно, что не справятся. А зря отказывались! Нельзя нам жить без хорошей обуви. Обратились к итальянцам. Не очень это весело и довольно дорого — около 25 млн. р., но зато надеемся на хороший исход дела. Ведь итальянцы — законодатели обувной моды. Так же, как французы — законодатели мод в одежде.

Говорит это главный инженер московской обувной фабрики № 6, построенной по итальянскому проекту, Дамир Китаев. Он показывает мне фабрику, и разговор наш происходит не в тиши кабинета, а в тиши... цехов. Все оборудование работает практически бесшумно. Автоматизация полная — насколько это вообще возможно в обувном деле. Здесь все же никак не обойтись без человеческих рук, опыта смекалки.

— Между прочим,— продолжает главный инженер,— чтобы хоро-