Техника - молодёжи 1988-04, страница 13А. БИЯ НОВ. «Знакомство». Г. АХМЕДОВ. Брошь «Двойная звезда». рых соответствует традиционному направлению выставки «Время — Пространство — Человек» — научно-фантастическому и космическому изобразительному искусству. Художник А. С. Биянов, работающий в оригинальном жанре инкрустации по дереву, прислал на наш конкурс впечатляющие композиции, посвященные грядущему освоению космического пространства. Мастеру удалось максимально использовать текстуру различных пород дерева. Публикуемые работы говорят сами за себя: мы видим причудливые нагромождения кристаллических форм, отнюдь не производящие впечатления абстракции, но заставляющие задуматься о многообразии Мира, а над ними — чужое, тревожное, однако вполне реальное небо... В столь же оригинальном жанре выступает Г. А. Ахмедов, успешно развивающий богатые традиции дагестанского ювелирного искусства. Украшения, усыпанные звездами и планетами, как бы переносят нас в мир отдаленного будущего, когда человек преисполнится осознанием малости не только нашей родной планеты, но и всей Солнечной системы и даже, возможно, Галактики. Уже сейчас мы понимаем, как важно сберечь Землю для наших потомков. А у них, надо полагать, забот прибавится — ведь придется думать и о других мирах. Николай ВЕЧКАНОВ, скульптор К 4-Й стр. обложки На страницах печати все чаще встречаются слова «научно-техническое творчество», «самодеятельное техническое творчество», «конструктор-любитель»... Но зададимся вопросом: возможно ли сегодня самодеятельное творчество... научное? Которым, естественно, занимались бы ученые-люби-тели? Так уж у нас повелось, что подобное предположение встречает в лучшем случае снисходительную улыбку со стороны остепененных профессиона- летантам несколько отличное, о чем можно прочитать, например, в «Науке и жизни», № 2 за 1988 год. И даже такое почтенное издание, как «Сайнти-фик америкэн» (на русском языке—«В мире науки»), уделяет исследовани- может изучать человек, не имеющий в своем распоряжении могучих орудий современного физического арсенала? Да все окружающее, которое многим Скажем, мыльный пузырь, издавна ставший символом эфемерности, хрупкости, непрочности. Однако именно он способен стать тем фундаментом, на котором любитель может начать возводить здание самостоятельных научных изысканий. Еще четверть века назад «ТМ» (№ 10 за 1963 год) рассказывал о том, как мыльный пузырь превратить в наглядное пособие. В свое время английский профессор Ч. Бойс, автор книги «Мыльные пузыри» (Петроград, 1919 год), писал: «Я широко пользовался трудами многих выдающихся исследователей, из которых упомяну Савара, Плато, Клерка Максвелла, Вильяма Томсона, лорда Рэлея, Чичистера Белля и проф. Рюкке-ра». И далеко не случайно, что даже сейчас физики из крупнейших научных центров серьезно изучают мыльные пузыри и каждый раз открывают в них новые, неожиданные свойства (см., например, «В мире науки», № 11 за 1987 год). Надо сказать, что, занимаясь мыльными пузырями, исследователь, помимо удовлетворения естественного любопытства, получает и подлинное эстетическое наслаждение. Посмотрите на 4-ю страницу обложки. Там приведены образцы «радужной продукции» учеников Э. Пластерера, которого в США недаром называют «профессором мыльных пузырей». Уже более полуве- видению, демонстрируя различные трюки со своими эфемерными творениями. Впрочем, эфемерными ли? Одно из них, как зарегистрировано в «Книге рекордов Гиннеса», просуществовало целых 340 дней. Так что пускайте мыльные пузыри, совмещайте приятное с полезным. А если под рукой не пользоваться каким-либо из многочис- санных в «ТМ», № 5 33*1978 год. 1 1
|