Техника - молодёжи 1988-06, страница 14

Техника - молодёжи 1988-06, страница 14

свои обязательства, когда, например, требуется поиск на новизну. И ведущие капиталистические страны дают нам право по нескольку часов пользоваться своими банками данных. Нужно иметь специальный ключ, для того чтобы войти в память машины. И происходят вещи, которые еще вчера были уделом писателей-фантастов. Не выходя из комнаты в Швейцарии, вы забираетесь в американские данные и в течение двух-трех минут получаете ответ. Нажимаете на кнопочку — текст патента у нас на столе. Крупные страны все шире пользуются этим методом поиска.

— Только ли для своевременной закупки или продажи лицензий, хотя, конечно, и это важно?

— Не только. Все значительно серьезней. Как ни парадоксально, но изобретательская деятельность четко отражает, куда дальше будет двигаться та или иная технология, ведь изобретатель никогда не будет создавать «вчерашний день». По активности в области патентов можно проследить тенденции развития той или иной техники. Прогноз развития можно делать почти со стопроцентной уверенностью. Это чрезвычайно важно для страны, для ее планирующих органов. Ведь, планируя, надо четко знать, куда вкладывать финансы. Можно вложить миллионы, даже миллиарды в строительство заводов, новых городов. А технология окажется тупиковой. А мировая тенденция иная.

Ftra-Eaoapa.

Но 221,вЗВ Patented Nov. I*. 1879.

Г». ■ —. .

№. 613.330 (untie llaj II. 1МТ.

Этот сильный инструмент прогнозирования, насколько я знаю, широко используется в США. У нас также пытаются делать что-то в этом плане, проводятся интересные работы.

— Так, может быть, именно здесь открывается один из эффективных путей выхода на высший мировой уровень?

— Да, конечно. Плюс экономия в некоторых случаях миллиардов рублей, интеллекта, труда тысяч людей, повышение темпов экономического развития. Но для этого, конечно, надо иметь хорошую вычислительную технику. Без нее такое дело вести трудно.

Мы пытаемся через ВОИС объединить страны в вопросах прогнозирования. Но пока это, к сожалению, не выходит.

Прикидочная оценка говорит о том, что в патентную информацию попадает не более 60 процентов изобретений. Одна из причин состоит в том, что каждое государство беспокоится о своей безопасности. Поэтому изобретения, которые могут найти применение в военной области, по законам всех стран, включая США, не патентуются. Изобретатель, конечно, получает компенсацию — вопросы эти в мире хорошо отработаны. Есть еще одна причина. Бытует мнение, что крупные компании, тресты заинтересованы в патентовании, чтобы монопольно «давить» другие страны. Это не совсем так. В некоторых случаях выгодно не оглашать изобретение, а поживиться, попользоваться, пока оно «не вылезет» в другом месте. Многие страны теперь берут патенты на вооружение, вносят свои коррективы и развивают дело быстрее, чем там, где изобретение сделано.

Многое, что рождалось у нас в стране, к сожалению, использовалось за рубежом.

— В СССР ведь тоже формируется ГАСНТИ — Государственная автоматизированная система научно-технической информации. Информационный банк научно-производственного объединения «Поиск» имеет несколько миллионов записей о патентах и авторских свидетельствах. Он поддерживает связь с крупными международными организациями этого профиля, в его банке данных отражено, как считают в «Поиске», практически все, что патентуется в мире.

— У нас есть патентные фонды в Москве, по республикам. Но, к сожалению, в ряде случаев они не могут быть полными. И не только по причинам, объяснимым и понятным. В большинстве своем у нас информация пока хранится на бумаге. Огромное количество бумаги... Где гарантия, что вы получите полный объем информации, даже затратив месяц работы? Ведь есть нечестные люди. Вырвал листок — и нужной для вас информации как бы не существует. Или изотрется бумага до такой степени, что и прочитать невозможно.

В ВОИС мы сделали полную инвентаризацию и все заложили в память машины. А оригиналы заявок в полном

и четком порядке отправляются в архив, который находится в горах-. Сейфы, как в швейцарском банке, за семью замками. Там поддерживаются соответствующие климатические условия.

Из памяти машины вырвать «листок» никак нельзя. Если у вас есть терминал, вы, сидя в Москве, можете получить действительно полную информацию. Такой порядок резко сокращает число людей, занятых в патентных службах.

Нам необходимо двигаться в этом направлении не вразвалку, а семимильными шагами. Постепенное развитие системы ничего не даст. Здесь без компьютеров и думать нечего о выходе на мировой уровень.

— Но ведь никакая компьютеризация не поможет, если в стране нет достаточного интеллектуального потенциала.

— Да, в первую очередь интеллект страны, а теперь, повторяю, плюс компьютеризация. И от нее никуда не денешься! Если объективно посмотреть международную статистику, то изобретательская деятельность в Советском Союзе на очень высоком уровне. Другой вопрос, что она не всегда находит поддержку. С внедрением дела обстоят отвратительно. Об этом масса материалов в прессе. Например, у нас давно изобрели присадки для масел, которые сокращают износ двигателей. В стране их нет. А за рубежом нашу присадку купишь в любом паршивом магазине. И таких примеров сколько угодно.

Я в ВОИС занимаюсь проблемами патентной информации и товарными знаками (но эта интересная проблема — тема нашей другой беседы). Я, например, не занимаюсь юридическими вопросами, хотя это огромный кусок деятельности, но вижу, в какой мере решение правовых вопросов необходимо.

Сейчас быстро развиваются новые направления — биотехнология, интегральные схемы, появилась своеобразная «индустрия» программного обеспечения. Их надо защищать так же, как любое изобретение сто лет назад... Так же... Но как? Пока идет большой спор. Американцы настаивают на том, чтобы принять международное соглашение, которое позволило бы защищать интегральные схемы, программы, новое в биотехнологии. Существуют две точки зрения: а) защищать патентом; б) защищать авторским правом.

Страны, которые сумеют добиться преимущества в этих соглашениях, смогут совершенно спокойно «стричь купоны» в обозримом будущем. Вот почему и СССР активно участвует в этом обсуждении. Ведь если не будут учтены наши интересы, то на выходе наших разработок будет поставлен барьер.

Существо подобных двусторонних или многосторонних соглашений в основе своей просто. США, например, обеспечивают такую же защиту иностранцам, как своим гражданам.

— Но если мы будем у себя защищать американских изобретателей так же, как своих, то далеко не уедем...

— Тут как раз и возникает слож-