Техника - молодёжи 1988-07, страница 13

Техника - молодёжи 1988-07, страница 13

ты, снижающие уровень холестерина в крови. В итоге 25%-ный его спад сократил число сердечно-сосу-дистых заболеваний почти наполовину. Так медики еще больше укрепились во мнении: холестерин — главный фактор риска наряду с курением и повышенным кровяным давлением (гипертонией).

И все же скорее всего сосудистая система чувствительна к целому ряду воздействий. На ее благополучие, несомненно, влияют и стрессы, и солнечная радиация, и образ жизни человека. Пока же врачам приходится ежедневно и ежечасно расхлебывать печальные последствия небывалой атеросклеротиче-ской экспансии.

СВЕТ, КОТОРЫЙ ЛЕЧИТ

Появление в операционной лазера можно, пожалуй, сравнить с внедрением в свое время в медицину фармакологии или анестезиологии. Лазеры — настоящий переворот в лечебном деле. Правда, пока они еще достаточно редки и дороги. Но в блестящих возможностях целительного луча теперь уже никто не сомневается.

Как известно, создателями оптических квантовых генераторов стали советские и американские ученые. И представляется знаменательным, что именно Советский Союз и США стали и родиной первых медицинских лазеров. Это произошло в середине 60-х годов.

Сегодня в арсенале хирургов целый спектр лазерных инструментов (см. «ТМ» № 3 за 1980 г.; № 6 за 1981 г.; № 1 за 1986 г.).

Их разноцветные лучи режут, прижигают, испаряют, спаивают ткани. Могут и поглощаться, проникать в живые клетки. Самый распространенный рубиновый лазер, увы, не оправдал возлагавшихся на него медиками надежд. А вот гелий-неоновый регенерирует ткани, рассасывает опухоли и снимает боль; применяется он и в ревматологии. Лазер на углекислом газе хорошо режет и одновременно прижигает (коагулирует) ткани, свертывает кровь, ускоряя рубцевание и заживление. Офтальмологи охотно работают с калий-аргоновым, гастроэнтерологи — с АИГ-лазерами. Словом, медики действуют уже всем спектром излучения — от ультрафиолетового (или эксимерного) с длиной волны 240 нм до инфракрасного (10 660 нм).

Не всегда квантовый световой пучок оказывается безопасным. Иногда он не только лечит, но и способен повредить организму. Так, во многих странах уже доказано: эксимерные лазеры канцерогенны. Пока, конечно, за неимением других радикальных средств им пытаются оперировать, но только в тех случаях, когда лазер — последний шанс. Кое-где «эксимеры» и вовсе запрещены к медицинскому применению.

Примерно с 80-х годов ученые вплотную занялись поиском путей борьбы с атеросклерозом методами так называемой лазерной ангиопластики. Например, в США утверждена семилетняя программа исследований. От нее ждут больших результатов, щедро субсидируют, по мере необходимости подключают специалистов из других приоритетных научных областей.

Сейчас в мире действует уже более 200 лазерных медицинских центров, клиник, лабораторий. Десятки крупнейших зарубежных фирм производят для них специальные излучатели на суммы, исчисляющиеся сотнями миллионов долларов.

Однако до сих пор мощное и эффективное лечебное средство своих достоинств до конца не раскрыло. Отчасти это связано с тем, что медицинская карьера лазеров началась, так сказать, не с того боку. Световой луч прежде взял на себя роль оптического скальпеля. Терапевтический эффект воздействия на человеческие ткани и организм был замечен не сразу. А ведь именно здесь таятся великие возможности.

СВЕТОФОР В ОПЕРАЦИОННОЙ

30-летнему рабочему-автосборщику ЗИЛа Алексею П. последние полгода не удавалось сделать самостоятельно и десятка шагов. Прихрамывать на правую ногу начал давно, поначалу не обращал внимания, но потом все же пришлось обратиться к врачам. Атеросклероз... окклюзия бедренной артерии — диагноз звучал так. Отложения на стенке этого крупного сосуда постепенно пропитались солями кальция, уплотнились настолько, что стали словно каменные. Будто длиннющий, в 45 см, ржавый гвоздь пронзил ногу сверху донизу, полностью перекрыв кровоток. Страшные боли, не

подвижность, инвалидность... Так Алексей попал на стол к хирургам.

Операция, которую нам довелось увидеть, уникальна, не имеет пока аналогов в мировой медицинской практике. Заведующий лабораторией медсанчасти ЗИЛа, 36-летний кандидат медицинских наук Иван Васильевич Максимович собирался прочистить пораженный атеросклерозом сосуд лучом лазера. По новой оригинальной методике, разработанной им самим.

...Шторы на окнах операционной опущены. Большой свет сегодня не нужен. В непривычном полумраке ярко горят шкалы приборов — они отражаются в зеленоватом кафеле стен зала. Попискивает электрокардиограф. Оперируют всего двое: врач и ассистент, ее называют здесь «лазерной сестрой».

— Маленький укольчик1..— Общего наркоза не потребуется, несмотря на сложность предстоящего вмешательства, можно обойтись местной новокаиновой анестезией.

Максимович делает небольшой, не надрез даже, а прокол на бедре пациента. Несколько красных капелек брызнуло на простыню, на халат врача. Все, больше крови не будет.

Медсестра Ольга Тагирова подает хирургу небольшой тройник — нечто среднее между шприцем и пистолетом. Это зонд-катетер. За ним тянется тонкий проводок — кварцевый световод. Прокалывается стенка бедренной артерии, и инструмент медленно направляется рукой хирурга к закупоренному участку. Все это хорошо видно на экране миниатюрного рентгеновского аппарата, проверяющего правильность движения зонда со спрятанным внутри световодом. Разумеется, рентген включен не постоянно — Максимович, контролируя себя, просвечивает ногу пациента лишь время от времени.

Проходит меньше часа. Неожиданно оживают проводки, что тянутся по потолку и полу из соседнего бокса. Там находится сам излучатель, рядом — трансформаторные шкафы. Операционная озаряется неярким красным светом, потом к нему добавляется голубой. Это заработали гелий-неоновый и гелий-кадмиевый лазеры. Их задача — активизировать кровоток на том участке ноги, где предстоит работать хирургу. И наконец, все заполняется нежным желто-зеленым сиянием. Ну чем не светофор!..

Идет самый ответственный этап операции — лазерная атака на ока-

1 1