Техника - молодёжи 1988-08, страница 28

Техника - молодёжи 1988-08, страница 28

JPEMfl — ПРОСТРАНСТВО — ЧЕЛОВЕ1

Земля в беде

Художественный конкурс экологической фантастики

Цзян ШИЛУН (Ленинград). Лунная ночь.

«Зеленый дом» человечества в беде! Теперь это становится очевидно целым народам. А ведь еще четверть века назад ученых или писателей, выступавших против безграничного «покорения природы», единодушно называли ретроградами и утопистами. В хоре тревожных голосов все громче начинают звучать призывы современных художников разных стран: «Остановиться! Помочь! Земля в беде!»

Есть глубокий смысл в окружающей нас красоте: ее глубинное родство с жизнью. Ибо смерть — безобразна, а уродство — признак скорой гибели. Цель подлинного искусства всегда состояла в защите всего живого надежными устоями красоты. Для нас сейчас становится все важнее экологический опыт каждого народа, его практические навыки в организации высоких форм, цивилизации, находящихся в единстве с природой, а иными словами — способность к выживанию. Именно этим будет определяться

уже в ближайшие десятилетия главное направление мирового прогресса. Человечество должно избрать жизнь!

Бесценны экологические традиции русской культуры. От древности до нового времени оставались незыблемыми ее заветы: свято беречь кормилицу-землю. К этому звала мудрость сказок и пословиц, вели трудовые обычаи, народные обряды. Не только древняя литер»тури, но и ратники, пахари, землепроходцы берегли и защищали «светло светлую и украсно украшенную землю». Веками утверждалось и хранилось гармоническое единство человека и живого мира. На почитании родных мест, на стихийном культе «матери — сырой земли» от поколения к поколению воспитывались и народная нравственность, и чувство красоты. Примером тому остались бесчисленные, замечательные образцы традиционной сельской ландшафтной застрюйки России. Ее главный принцип — единство хозяйственных, экологических и эстетических начал организации жизни.

В XVIII—XIX веках отечественная экологическая мысль развивалась в трудах М. Ломоносова и

A. Болотова, декабристов. В 1870— 1880 годах целое поколение ученых-народников развернуло беспримерную работу по облагораживанию родной земли. До сих пор еще недостаточно оценена выдающаяся культурно-экологическая роль так называемого «земского движения» — демократически настрюен-ных разночинцев пореформенной России. Самоотверженное служение земле эти интеллигенты-патриоты считали высшим долгом. И не случайно именно в России зародилось научное почвоведение, основоположником которого стал гениальный

B. Докучаев. В нашей стране родилась смелая идея «научной регуляции природы», выдвинутая столетие назад самобытным мыслителем Н. Федоровым. А в начале XX века в трудах математика Н. У мова были впервые разработаны основы науч

ной футурологии, сделаны прогнозы оптимального дальнейшего развития производительных сил и использования природных ресурсов страны. Общеизвестна многогранная деятельность В. Вернадского, одного из организаторов и председателя Комиссии по изучению естественных производительных сил России, возникшей в 1915 году, основоположника важнейших наук современности — учений о биосфере и ноосфере.

В русской классической литера-тур>е тема Природы была одной из центральных. Ею прюнизана глубокая философская лирика Пушкина, Тютчева, Блока, проза И. Аксакова, Тургенева, Толстого, Бунина. Удивительно «экологична» была русская ландшафтная архитектура — усадеб и монастырей, а пейзажная живопись должна быть отнесена к числу ведущих мировых национальных школ.

К сожалению, многие из этих богатейших культурно-экологичес-ких традиций были насильственно прерваны. На рубеже 1920—1930-х годов начался протянувшийся на полвека этап «великого покорения природы». Он принес и до сих пор приносит страшные последствия, не только экологические, но и экономические, нравственные. Против расцвета «психологии рабовладения» в отношениях с живой природой десятилетиями вели неравную борьбу писатели В. Арсеньев и С. Клычков, М Пришвин и Л. Леонов, художники А. Рылов, В. Бак-шеев, Н. Ромадин. Но апологеты сталинских «великих планов» или брежневских «проектов века» неизменно побеждали. Побеждали даже здравый смысл...

Так было еще до недавнего времени. И лишь сейчас мнение научной и культурной общественности страны стало превращаться в реальную силу. Писатели В. Астафьев, В. Распутин, С. Залыгин, Т. Каип бергенов, ученые А. Яншин, В. Соколов, Ю. Казначеев, а также художники, космонавты, кинорежиссеры, публицисты и миллионы их

26