Техника - молодёжи 1988-08, страница 30

Техника - молодёжи 1988-08, страница 30

родой вещей, в согласии с высшими законами бытия. Удивительный аналог этому можно найти в русском лирико-философском пейзаже, например, в картине А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» (18S0 год), некогда восхитившей Д. Менделеева.

Словно в противовес предыдущей работе воспринимается полотно Ивана Новоженова «Мост». Эстетическая законченность лишь выявляет замысел автора: создать картину-предупреждение. Нужно вглядеться в красивые внешние формы, вдуматься в название, чтобы понять, что мост на картине ведет в мертвый мир. Черные деревья, похожие на кладбищенские памятники, вздымаются в небо, тучи ворон оглашают криком это безрадостное место. А когда ристает снег, то глаз увидит не зеленые побеги, а обезображенные химическими отходами и промышленным мусором склоны, с которых в мертвую речку будут стекать разноцветные весенние ручейки.

Мы знаем многие наши нынешние беды: нарастающий по всему миру дефицит чистой воды, многих при-рюдных ресурсов, энергии и даже атмосферного озона. А тут еще подкрадывается иммунодефицит отравленных токсинами организмов. Но главное — это недостаток человечности, мудрости, мужества и от-

Юрий МИРОНОВ (Москве). Одуванчики.

Виталий КАБАЧЕН КО (Сум ы) Рождение гор.

зам в области экологического развития нашей страны и всего человечества. В них должна выражаться не только тревога за нынешнее положение вещей, но и воля к выживанию народов. Ибо мир един. Жюри, состоящее из видных художников, писателей, ученых, надеется на успех пожелавших принять участие в конкурсе «Земля в беде», надеется на их способность найти по-настоящему художественные решения. Поэтому принято решение плакаты на конкурс не принимать. Для живописных и графических произведений устанавливаются следующие тематические разделы:

— «Красная книга человечества» — охрана и зашита основных экологических прав человека: прав на нормальную среду обитания, пищу, здоровое потомство и медицинскую помощь;

— «Границы жизни и красоты» — сдерживание насилия над живой природой и природой искусства.

— «Живая память культуры» — защита и восстановление различных культурно-этнических ареалов и борьба за их объединенное развитие;

ветственности в душах людей. Между этими факторами есть тесная взаимосвязь, которую искусство устанавливает точнее науки. Истинный художник в отличие от ученого может обратиться прямо к сердцу человека, воспитать его ум и волю, изменить направленность его действий даже вопреки неумолимой логике всего предшествующего развития.

Валерий КЛЕНОВ, искусствовед

От редакции. Призывая художников прийти на помощь нашему общему «зеленому дому», организаторы конкурса экологической фантастики в искусстве придают особое значение прогнозам и разнообразным идеям, проектам, гипоте-

— «Времени больше не будет» — предотвращение ядерной катастрофы, борьба против продолжения гонки вооружения.

Итоги конкурса будут подведены к. 5 июня 1990 года — Всемирному дню охраны окружающей среды. Срок присылки картин, рисунков (или слайдов для предварительного отбора) — до 1 января 1990 года. По условиям конкурса присланные работы обратно не высылаются. Лучшие из них будут опубликованы по мере поступления. Кроме того, редакция предполагает организовать передвижные выставки «Земля в беде». Победителям конкурса будут вручены денежные премии и поощрительные награды. Все работы следует посылать в редакцию.

28