Техника - молодёжи 1989-01, страница 65

Техника - молодёжи 1989-01, страница 65

среднегабаритным реквизитом. Самая многочисленная и самая популярная среди фокусников.

Шар, летающий под непрозрачным платком и даже появляющийся над верхней кромкой платка, наверное, многие видели этот фокус, но вряд ли кто-нибудь знает, что автором этого трюка является Джозеф Карсон (пат. № 2487140, 1949 г., США, рис. 6). Тонкая проволочка, идущая от пальцев исполнителя к шару,— вот какая нехитрая механика позволяет шару летать.

Если взглянуть на приспособление, предложенное Дж. Чуннардом (пат. № 2976039, 1958 г., США, рнс. 7), вряд ли можно догадаться, для кого или чего оно предназначено. Впрочем, такова специфика почти всех иллюзионных аппаратов. Тут же — реквизит для клоунского комического трюка. Чародей перед выходом забирает проволочный овал в рот, после чего появляется на арене, а зрителям кажется, будто карандаш прошел сквозь нос.

А вот два изобретения, сходных по принципу действия,— аппарат Константина Кунеффа (пат. № 473583, 1969 г., Швейцария, рис. 8) и устройство Марвнна Глас-са (пат. № 2549853, 1976 г., ФРГ, рнс. 9). Оба они создают одинаковый внешний эффект если внутрь, по стрелке Е, налить воду, а затем повернуть каждый из волшебных резервуаров по стрелке Ж, то из них не прольется ни капли воды. Если же начать их поворачивать по стрелке 3, вода выльется только из аппарата Кунеффа

Те из фокусников, кто владеет искусством пантомимы, охотно обращаются к приспособлению, созданному Джоелом Эллисом (пат. № 3870296, 1975 г., США, рнс. 10). Публике предлагается веселая сценка «хозяин, выгуливающий невидимую собаку», и зрители хохочут, глядя на неожиданные «рывки» невидимой собаки, с которыми «растерянный» исполнитель «не в силах» справиться, и совершенно забывают, что в руке артиста всего лишь веревка с пустым собачьим ошейником на конце. Веревка, внутри которой для имитации натяжения «невидимой собакой» проведена негнущаяся проволока.

Изобретение автора настоящей статьи связано с мгновенным изменением порядка разноцветных шариков в гирлянде (а. с. № 1155282, 1982 г., рнс. 11). Секрет заключает

ся в том, что если потянуть за концы лески И, то шарики выстроятся в порядке 1—2—3—4, а если перехватить леску и потянуть за концы лески К, то расположение шариков станет таким: 1—3—2—4.

Профессиональный чародей Владислав Калмыков (г. Москва) — один из самых талантливых членов Московского клуба фокусников. Его трюк с кольцами (а. с. № 1220676, 1984 г., рис. 12) пользовался большим успехом среди иностранных магов, приехавших на XII Всемирный фестиваль молодежи н студентов в Москву. Лишь небольшой штрих добавил Владислав к традиционному секрету этого фокуса — сделал разрез в одном из металлических колец не прямым, а наклонным, и несложная модификация обернулась сильнейшим эффектом — одно кольцо висело на другом, и пристально вглядывающиеся зрители никак не могли заметить этого разреза...

Группа третья — иллюзионы. Фокусы с крупногабаритным реквизитом Вершины аппаратурного чародейства.

Вопрос о том, могут ли очаровательные волшебницы стать изобретательницами новых иллюзионных трюков, давно уже можно отнести в разряд риторических, ибо это уже доказано Одной нз первых фокусных изобретательниц стала немецкая исполнительница Юлия Тек-стор. Придуманный ею иллюзнон «Танцующая картина» (пат. № 102952, 1898, рис. 13) требовал не только женской грациозности, но и мужской тренированности, поскольку рама картины фиксировалась на незаметном для зрителей держателе, укрепленном сзади на плечах артистки

Немецкий иллюзионист Алоиз Касснер прославился не только как великолепный мастер сценических мистификаций, но и как незаурядный изобретатель. В одном нз придуманных им трюков (пат. № 340271, 1920 г., рис. 14) участвовал ящик с открывающимися и закрывающимися дверцами — в нем сначала передвигался, а затем бесследно исчезал огромный ку-бнк. От взглядов зрителей, разумеется, утаивалось, что кубнк мог легко и компактно складываться Другой фокус Касснера (пат. № 459949, 1926 г., рнс. 15) заключался в исчезновении его самого — на сцену выносили пустую и тонкую ширму, загораживали ею Касснера, после чего ширма падала и по

зади нее никого не оказывалось. Трюк выглядел эффектно, но только не для тех, кто наблюдал его в профиль — тогда сразу обнаруживалось, что Касснер укрывался за лоскутом черного бархата, образовывавшего своеобразный карман в высоком и широком заднике, сделанном из точно такого же бархата.

Иллюзнон, запатентованный чародеем Ли Ефреймом (пат. № 361491, 1921 г., США, рис. 16), заключался в том, что глухой деревянный ящик, в который только что вошла грациозная танцовщица, «прокалывался» вдвигаемыми в него досками. Зрители ахали, и это было наградой не только загадочности выдумки иллюзиониста, но и подвижности ассистентки, которая, отлично зная заранее порядок вдвигания досок (указан цифрами на рнс. 16), перемещалась внутри ящика быстро и уверенно.

История трюка «Распиливание», иллюзиона международного класса, показала, что мир иллюзии — отнюдь не эфемерный, но вполне реальный мир, со своими подчас весьма сложными проблемами. «Распиливание» впервые было показано в 1806 году иллюзионистом Торринн перед турецким султаном в Константинополе, после чего более чем на столетне перешло в область мнфов, ибо никто нз мастеров волшебного цеха не мог его воспроизвести. Лишь в 1920 году «Распиливание» было повторено иллюзионистом П. Т. Селбитом, а двумя-тремя месяцами позднее — «Всемирным магом» Хорасом Гольди-ном (Гольдштейном), который вывел его на мировую орбиту и сделал «Трюком престижа» для чародеев, желающих оказаться в «Галерее великих». Гольдин же и запатентовал этот иллюзнон (пат. № 431423, 1925 г., США, рис. 17). Несмотря на устрашающее название, легко видеть, что фокус весьма безопасен и в принципе имеет довольно простой секрет — две ассистентки, укрывшись в ящике, перегруппировываются таким образом, что голова одной показывается из одного торца ящика, а ноги другой выдвигаются с торца противоположного. В результате между ними оказывается пустое пространство, сквозь которое и проходит пила иллюзиониста. Зрителям же кажется, будто опасной операции подвергается девушка в верхнем ящике.

«Левитация» — другой трюк международного класса, того же уровня, что и «Распиливание». В

63