Техника - молодёжи 1989-01, страница 64

Техника - молодёжи 1989-01, страница 64

х *

Я о с; vo

0 *

а

и >х

1

гп

Устройства

для мистификаций

Анатолий КАРТАШКИН.

кандидат технических наук, вице-президент Московского клуба фокусников

Существует немало людей, которые, не принадлежа к числу активных творческих натур, обладают способностью трезво оценивать ситуацию. Пример тому — Яна, персонаж из фантастической повести А. Житнн-ского «Снюсь». Оказавшись с героем повести в некой шумной и остроязычной компании близких к искусству людей, она безошибочно дает им уничтожающую характеристику — третьестепенные. И поясняет: — Первостепенные — работают, второстепенные — ищут, а эти — только говорят

Готов поддержать Яну в нашем Московском клубе фокусников (см. «ТМ» № 5 за 1984 г.) при желании вполне можно отыскать представителей всех трех обозначенных ею классификационных рубрик. А вот заслуженного признания со стороны коллег-волшебников удостаиваются, разумеется, не все чародеи. Уважение сопутствует магам единственной категории тем, кто работает. Тем, кто движет искусство фокуса к новым горизонтам. Тем, кто придумывает эффекты и изобретает трюки.

Иллюзия — жанр единственный в своем роде. Он пронизан парадоксальностью. Знакомые каждому технические устройства начинают вести себя совершенно фантастическим образом. Известные с детства предметы вдруг являются своей загадочной стороной. Иллюзионное колдовство распространяется буквально на все, что попадает в руки мастера-чародея.

Вот, например, колода карт. Она вытягивается в цепочку, которая в руках спокойного и улыбающегося фокусника образует различные фигуры — волну, кольцо, знак вопроса... Затем исполнитель вновь складывает колоду и разбрасывает ее по одной карте. А как это делается? Согласно изобретению В. Д. Куликова и В. С. Свечникова, фокус

ников-любителей из Саратова, каждая из карт для такой колоды выполняется трехслойной (а. с. № 1052249, 1982, рис 1). В слое А прорезается прямой язычок, слой Б делается сплошным, а слой В имеет горизонтальную прорезь. Слои приклеиваются друг к другу по краям, после чего язычок каждой предыдущей карты вводится в щель каждой последующей. Стоит потянуть карты в одну сторону — получится цепочка, в другую карты распадутся по одной Член Московского клуба фокусников, Михаил Изотов из Бологого, предложил убрать средний слой — для этого достаточно выполнить язычки не прямоугольными, а срезанными под острыми углами — у двух смежных карт навстречу друг другу (а. с. № 1360752, 1985, стр. 2). Вроде бы пустяк, а между тем при той же толщине колоды цепочка удлиняется в полтора раза.

Рассказывают, будто Йоханн Гофцинзер, знаменитый австрийский фокусник середины XIX века, придумал великое множество карточных фокусов — около пяти тысяч. И — странное дело! — не получил ни одного патента. Можно предположить, что сей парадокс объясняется приверженностью сценических волшебников к неразглашению профессиональной тайны. Но нет, причина совсем иная Несовершенство патентного дела Увы, и по сей день не существует единого и непротиворечивого описательного языка, позволяющего задавать однозначное соответствие между пластикой высокоорганизованных движений, необходимых для выполнения трюка, и жесткостью текста формулы изобретения. Оттого фокусы, основанные исключительно на ловкости рук, не принимаются к рассмотрению патентными ведомствами и поныне.

Иное дело — технические устройства для развлекательных мистификаций зрителей. Именно они, иллюзионные аппараты, и составляют фонд (весьма немногочисленный!) изобретательской активности фокусников. В патентных архивах этот фонд един, но сценические волшебники обычно придержива

ются своей классификации — на три группы.

Группа первая — микромагия. Фокусы с малогабаритным рекви зитом. С монетой, например.

В аппарате, изобретенном Г. И. Греголи (а. с. № 149895, 1934 г., СССР), монета пропадает из закрытой коробочки — иллюзионист встряхивает ее, зрители слышат стук монеты о стенки, но, когда исполнитель открывает коробочку, монеты там уже нет. Секрет предельно прост — вблизи дна, вдоль одного из ребер коробочки сделана щель, через которую монета и выпадает в ладонь чародея.

В трюке М. Дэвиса монета «прокалывается» насквозь. Сначала она накладывается на центральное отверстие — из трех, расположенных в нижней дощечке, после чего на нижнюю накладывается верхняя дощечка, также с тремя отверстиями. Наконец, в центральное отверстие верхней дощечки вдвигается тонкий гвоздь, который, выходит из нижней дощечки. Однако впечатление, будто монета «проколота», иллюзия. На самом деле гвоздь пронизывает в нижней дощечке вовсе не центральное отверстие (пат. № 2479216, 1948 г., США, рнс. 3).

Очень несложный секрет у иллюзионного аппарата, изобретенного Франком Ренцем (пат. № 2498298, 1950 г., США, рис. 4). Зритель накладывает монету на торец небольшого цилиндра Г, после чего фокусник закрывает этот цилиндр крышкой Д и тотчас же снимает ее. Зритель видит, что монета с торца пропала, и теперь весь вопрос заключается только в том, догадается ли он, что монета находится внутри снятой крышки, зажатая в иен сужающимися к ее дну стенками, или не догадается...

Атанаснос Птннис придумал фокус, в котором монета пропадает не с торца цилиндра, а прямо на листе бумаги, разложенном на столе Исполнитель накладывает на монету небольших размеров резиновое кольцо, закрытое непрозрачной крышкой, потом подКимает крышку, и зритель, заглянув в кольцо сверху, недоуменно пожмет плечами — монеты он не увиднт. А разгадка в том, что к резиновому кольцу приклеено фальшивое дно цвета разложенного на столе листа бумаги под этим фальшивым дном и скрывается монета (пат. № 4210321, 1980 г., США, рнс. 5).

Группа вторая — фокусы со

62