Техника - молодёжи 1989-02, страница 61ромный огненный полукупол! Он растет прямо над землей, набухает еще больше и, отрываясь от земной поверхности, превращается в раскаленный добела шар. Мгновением раньше от развивающегося шара, будто рождаясь из него, параллельно земле разлетается такой же огненный диск. Все заливает и разбеливает ослепительный свет. Даже солнце меркнет, кажется тусклым, сумеречным, а там, где была земля,— все плавится, горит, теряет форму. Огонь, раскаленные вихри, ад, царство высочайших температур — и даже дыма иет, все исчезает без остатка! Шар, огненный клубок, сгусток раскаленной материи, совсем оторвался от земли, постепенно тускнеет и уходит ввысь, а на него будто сетку из правильных ромбов накинули. Что это? Конденсат? Коидеисат иа такой раскаленной поверхности? Из таких вот на вид безобидных беленьких кучерявеньких облачков? Зрелище зловещее, красивое и страшное — этот неукрощенный атом! А вот и «гриб» развился, растет на глазах, и у иожки «гриба» — дым, пыль, мгла и пожарища. Сквозь их густую пелену еще ничего и не разглядеть, такая там круговерть! Следующий план: на экране то же самое, только миого крупней — телеобъективом снималось. При увеличении масштаба изображения происходит странная вещь: то же явление, а выглядит совсем по-дру-гому, и это понятно — потеряна связь с землей. И сам огненный шар, и его развитие кажутся безобидными и даже красивыми, если не помнить, для чего все это. Сетка облачков (она теперь много крупней) на красной поверхности шара, и го лубое небо, и даже шапка «гриба» какие-то ненастоящие, игрушечные. Здесь угадывается некая символика: взрыв, оторванный от земли, взрыв, не направленный против людей, взрыв как эксперимент, даже фаза эксперимента по овладению атомом ' в мирных целях — да, приемлем! Но упаси бог, чтобы это страшное оружие было еще раз применено против людей! А вот и планы, снятые выносными камерами: При съемках мы и на них поставили частоту, скорость протяжки пленки в два раза выше, чем при обычных, нормальных,— 48 кадров в секунду. Соответственно на экране изображение будет идти в два раза медленней и позволит лучше рассмотреть все, что на экране. Вот группа танков: она снята еще до взрыва. Вспышка! Все заливает ослепительный свет — изображение будто иа экране телевизора, когда яркость максимальная, а контраста совсем нет. Цвета разбеленные, даже темный, нейтрально-се-рый фильтр только чуть сглаживает эту избыточную яркость. Киноаппарат начинает трясти — даже швеллерные балки, врытые вместо штативов, ходят ходуном, а аппарат работает, снимает. На танках свертывается, корежится краска, потом вспыхивает и начинает плавиться металл. Вокруг несется песок и земля, сдутые с поверхности, горит растительность и грунт плавится. Все происходит в замедлении и поэтому кажется нереальным. Паровоз! Настоящий паровоз срывается с рельсов, отлетает от них, заваливается на бок. Корежатся и завязываются узлами рельсы! Вспыхивают шпалы! От паровоза отлетают тяжеленные детали и улетают прочь! Такого мы еще не видели! Еще план. Силой атомного взрыва сорвана с тайка башня, а сам танк подпрыгивает, отлетает и переворачивается вверх днищем. Разваливаются, взрываются и горят автомашины... Ломаются и корежатся самолеты. Отваливаются крылья у них и сминаются фюзеляжи... Отлетают в сторону орудия, переворачиваются. И будто не из металла они сделаны — из дерева... Словно гигантским пылесосом продуваются постройки: мелкие просто сметает с земли. У крупных и крепких — летят крыши, двери и окна вперемежку со стеклами. Уже в воздухе все это разваливается на части: доски, бревна, листы кровли как перышки... Железобетонные оказались покрепче. У них сначала вылетают стекла, рамы, двери с косяками, крыши. Потом кое-что и в зданиях обрушивается. Крепче всего оказались лестничные клетки — они хоть и заваливаются штукатуркой, стеклами и мелкими обломками, но более-менее целы. Где-то и стеиы обваливаются. Они падают неправдоподобно медленно, а вся мелочь тут же уносится буйствующими вихрями... Биологические объекты являют страшную картину: и не сразу поймешь, останки ли это живого или просто шмат обгоревшего тряпья. Вытекшие или вылезшие из орбит глаза висят на ниточке-нерве, сгоревшая на живом шерсть, кожа лохмотьями. Картинки не для слабонервных! Но ведь это уже все было! На людях было! Хиросима и Нагасаки! Под редакцией мастера спорта Н. БЕЛЬЧИКОВА (г. Борисов Минской обп.) Проверьте решения заданий третьего тура конкурса (NS 9 за 1988 год). Задача Л. Лебедева решается ходом 1.ФЬ81 Двухходовка А. Марновского имеет любопытный штрих: 1./№31 Kp:f3 2.0—0 мат. И в задаче М. и А. Владимировых тоже есть «подводный камень»: ошибочно 1 .Крс2? из-за превращения пешки в коня с шахом белому королю 1...а1К1 Решает эту позицию 1.Кре41 58 А. Грольман (г. Казань) Мат ■ 2 хода В. Чекарьков (г. Т у л а) Мат а 2 хода А. Степочкин (г. Тула) Мат в 3 хода
|