Техника - молодёжи 1989-03, страница 45^ Искания и провидения Волошина Будучи Но что мешает духовному Один из вариантов ответа дан им ; «Трагедия материальной культуры». В нем поэт ведет линию конфликта, «мятежа» из глубин мироздания и геологического прошлого. Эволюцию живых организмов рассматривает он не просто как приспособление к окружающей среде, «к склонениям природы», но как творческий процесс преодоления косности окружающего мира. Почему поэтические образы Волошина так легко переводятся на язык науки? Дело здавался цикл «Путями Каина», академик В. И. Вернадский уже разрабатывал учение о биосфере. Одно ложений этого учения: живое вещество (совокупность организмов) не только приспосабливается к среде жизни (биосфере), но и активно преобразует ее. И весь путь биологической эволюции в значительной мере направлен на преодо ление сложившихся природных равновесий, вых природных плацдармов, новых рубежей. У Волошина, вслед за Вернадским, жизнь выступает творческим началом, устремленным к все более высоким уровням совершенства, сознания, самосоздаиия. Этот «путь мятежа» и привел к появлению на Земле человека разумного. Каждому, кто задумывается над жизнью природы, сущностью культуры, судьбой человечества, близка интеллектуальная поэзия М. Волошина. О нем, о его стихах мы вроде бы и не забывали. Однако они доходили до нас с огромными пробелами. В частности, это касается замечательного философского цикла «Путями Каина. Трагедия материальной культуры». Отдельные отрывки из него были изданы. Но эти скупые публикации (большая часть — в сборнике «Недра» (М., 1923), давно ставшем библиографической редкостью) Кто-то волен усомниться: что нового может открыть нам, перегруженным самой разнообразной информацией о мире е, поэт, живший более полувека назад? представителем утонченной европейской культу-(а прошлого — начала нашего века, он неутомимо знаний: не только книжных, но и тех более высо-исчерпаемо сложных и непостижимо прекрасных, которых является природа. И э ученым: Горенье — жизнь. И в каждой точке мира Дыхание, биенье и горенье. Не жизнь и смерть, но смерть и воскресенье — Творящий ритм мятежного огня. Мир — лестница, по ступеням которой Шел человек. Мы осязаем то, Что он оставил на своей дороге. Животные и звезды — шлаки плоти, Перегоревшей в творческом огне: Все в свой черед служили человеку Подножием, и каждая ступень Была надрывом творческого духа. Лишь два пути открыты для существ. Застигнутых в капканах равновесья: Путь мятежа и путь приспособленья. Мятеж — безумье, ибо асе законы Природы — неизменны. Но а борьбе За правду невозможного — безумец Пресуществляет самого себя. А приспособившийся замирает На пройденной ступени. Зверь всегда Приноровлен к склонениям природы, А человек упорно выгребает Противу водопада, что несет Вселенную обратно в древний хаос. Он утверждает Бога — мятежом. Творит — неверьем, строит — отрицанием. Он зодчий, и его ваяло — смерть, А глина — вихри собственного духа. Настало время новых мятежей И катастроф: падений и безумий. Благоразумным: «Возвратитесь в стадо!» Мятежнику: «Пересоздай себя!» 25 января 1923 «победа над природой» природой Крыма, Коктебеля, он выражал не только в словах, но и в картинах. «И сих холмов однообразный строй, И напряженный пафос Карадага». Он, как географ, умел читать рельеф; как геолог, мысленно проникал в потаенные земные глубины, видя их отражение в ритме каменных волн, вздыбленных над гладью моря. Как точно звучит его пожелание, обращенное к нам: «Будь прост, как ветер, неистощим, как море, И г публикуемом разделе и МАШИНА Машина победила человека: Был нужен раб, чтоб вытирать ей пот. Чтоб умащать промежности елеем. Кормить углем и принимать помет. И стали ей тогда необходимы: Кишащий сгусток мускулов и воль. Воспитанных в голодной дисциплине, И жадный хам, продешевивший дух За радости комфорта и мещанства. Машина научила чело М. Волои
|