Техника - молодёжи 1989-03, страница 46Пристойно мыслить, здраво рассуждать. Она ему наглядно доказала. Что духа нет, а есть лишь вещество. Для производства времени, что мысль Простой продукт пищеваренья мозга, Что бытие определяет дух. Что гений — вырожденье, что культура Увеличение числа потребностей. Что идеал — Благополучие и сытость. Что есть единый мировой желудок, И нет иных богов кроме него. ...Клокочут площади, Ораторы в толпу Кидают лозунги о ненависти классов, О социальном рае, о свободе, О радостном содружестве племен,— И нищий с оскопленною душою, С охолощенным мозгом торжествует Триумф культуры, мысли и труда. 1 марта 1922 г. щается в их раба; жажда материальных ценностей вытесняет стремление к духовной культуре. В технической цивилизации укореняется культ машины и торжество демагогии. А потому Волошин представляет государство ...Огромным бронированным желудком, В котором люди выполняют роль Пищеварительных бактерий. Здесь Все строится на выгоде и пользе, На выживаньи приспособленных. На силе. Его мораль — здоровый эгоизм. Цель бытия — процесс пищеваренья. Мерило же культуры — чистота Отхожих мест и емкостей испражнений. 13 апреля 1922 г. Спору нет, поэт склонен к гиперболизации. Он вроде бы и вовсе забывает о достоинствах цивилизованного технического общества, освобождающего человека от тяжелого физического труда... Какой ценой? Ради чего? Поэт задает вопрос своему сложному, неоднозначному времени, спорит ПАРТак начался век Пара. Но покорный Чугунный вол внезапно превратился В прожорливого Минотавра: Пар послал Рабочих в копи — рыть руду и уголь, В болота — строить насыпи, В пустыни — прокладывать дороги; В застенки фабрик, в шахты под землей, Запачкал небо угольною сажей, Луч солнца — копотью, И придушил в туманах Расплесканное пламя городов. Пар сократил пространство, сузил землю, Сжал океаны, вытянул пейзаж В однообразную раскрашенную ленту Холмов, полей, деревьев и домов. Бегущих между проволок; Замкнул Просторы путнику: Лишил ступни Горячей ощупи Неведомой дороги. Глаз — радости открытий новых далей. Ладони — посоха и ноздри — ветра. Свист, грохот, лязг, движенье — заглушили Живую человеческую речь, Немыслимыми сделали молитву. Беседу, размышленье; превратили 2 февраля 1922 г. В таком отношении к техническим новшествам Максимилиан Волошин не был, конечно, первым. В России задолго до него нечто подобное высказывали и Е. Баратынский и П. Вяземский, а позже, в Бельгии — Эмиль Верхарн, о котором писал и которого переводил Волошин. И все-таки Волошин пошел значительно дальше своих предшественников. Он поэтически выразил грозную опасность механизации научного творчества, мышления, духовного мира человека. Об этом уже шла речь в приведенном выше разделе цикла «Машина». Но полнее раскрыта эта тема в других частях цикла. МЯТЕЖКогда-то темный и косматый зверь, Сойдя с ума, очнулся человеком, Опаснейшим и злейшим из зверей — Безумным логикой И одержимым верой. РАЗУМЕсть творчество навыворот, и он Вспять исследил все звенья мирозданья. Разъял вселенную на вес и на число, Пророс сознанием до недр природы, В хребет земли неугасимой болью, К запретным тайнам подобрал ключи. Освободил заклепанных титанов. Построил их железные тела. Запряг в неимоверную работу; Преобразил весь мир, но не себя, И стал рабом своих же гнусных Тварей. 25 января 1925 г. ТАНОБНаедине с природой человек Как будто озверел от любопытства: В лабораториях и тайниках Ее пытал, допрашивал с пристрастьем. Читал в мозгу со скальпелем в руке. На реактивы пробовал дыханье. Природа, одурелая от пыток, Под микроскопом выдала свои От века сокровеннейшие тайны: Механику обрядов бытия... Но так едка была его пытливость И разум вскрыл такие недра недр. Что самая материя иссякла. Истаяла под ощупью руки. От чувственных реальностей осталась Сомнительная вечность вещества, Подточенного тлею энтропии. Есть внутренняя кривизна пространства, И разум, исследивший все пути, Наткнулся сам на собственные грани. Библейский змий поймал себя за хвост. Свободы нет, но есть освобожденье! Наш дух — междупланетная ракета. Которая, взрываясь из себя. Взвивается со дна времен, как пламя. 16 мая 1926 г. Эти ранее не публиковавшиеся стихи необходимо дополнить другими, которые были изданы и в наши дни звучат современно. Ведь, создав и призвав себе на помощь «мыслящие машины», компьютеры, техноинтеллект, ученые незаметно для себя (так было уже при механизации физического труда) стали превращаться в «обслуживающий персонал» систем так называемого искусственного интеллекта, стали при 44
|