Техника - молодёжи 1989-03, страница 47норавливать научные задачи к возможностям ЭВМ, в соответствующих теоретических моделях отображая мир. И вот взамен живой, трепетной и беспредельно сложной природы перед человеком возникают ее мертвые слепки, наборы графиков и схем, как бы полностью подтверждая предвидение Волошина. КОСМОСГолодный далью чисел и пространства. Был пьян безверьем — Злейшею из вер. Охваченное спазмой вещество. Творец и раб. Сведенных корчей тварей. Им выявленной логикой числа Из косности материи. Он мыслил Вселенную Как черный негатив: Небытие, лоснящееся светом, И сущности, окутанные тьмой, Таким бы точно осознала мир Себя сама постигшая машина. Все относительно: И бред, и знанье... Нет вещества — Есть круговороты силы- Струи времен текут неравномерно; Пространство — лишь многообразье форм; Есть не одна, а много математик; Мы существуем в космосе, где все Теряется, Ничто не создается; Свет, электричество и теплота — Лишь формы разложенья и распада. Могильный паразит. Бактерия всемирного гниенья. Вселенная — не строй, не организм, А водопад сгорающих миров. Где солнечная заверть — только случай Посереди необратимых струй. Бессмертья нет. Материя конечна. Число миров исчерпано давно. Все тридцать пять миллионов солнц Возникли В единый миг И сгинут все зараз. Явленья жизни — беглый эпизод Между двумя безмерностями смерти. Сознанье — вспышка молнии в ночи. Черта аэролита в атмосфере. Как глаз на расползающийся мир Свободно налагает перспективу Воздушных далей, Облачных кулис, И к горизонту сводит параллели. Внося в картину логику и строй,— Так разум среди хаоса явлений Распределяет их по ступеням Причиной связи, времени, пространства И укрепляет сводами числа. Мы, возводя соборы космогоний, Не внешний в них отображаем мир, Система мира — Слепки древних душ. Зеркальный бред взаимоотражений Двух противопоставленных глубин. Нет выхода из лабиринта знанья. И человек не станет никогда Иным, чем то, во что он страстно верит. 12 июня 1923 г. М. Волошин. Море и скалы. Акварель. Далеки ли эти поэтические образы от научной строгости? Мнения могут быть, естественно, разные. Хотелось бы только напомнить еще раз о великом ученом XX века В. И. Вернадском (который, кстати, в 1920 году не раз встречался и беседовал с Волошиным). Приблизительно в те же годы он писал о двух синтезах космоса, с давних времен определяющих две системы научного мировоззрения: механическую (характерную для представителей физико-математических наук) и органическую. По мнению Вернадского, область жизни — биосферу — и весь космос следует уподоблять не мертвому механизму, а живому организму; творящая природа не волей случая, а закономерно создает из планетного праха и звездных лучей живое вещество, а в его лоне — тому космогонии, представляющие мироздание как сверхмеханизм, «вселенную — как черный негатив», а человека в виде случайно ничтожной малости в грандиозных круговоротах вещества, такие космогонии отображают «только грани нашего незнанья». Взгляды ученого и поэта соединились в удивительном соответствии. Об этом следовало бы задуматься нам теперь. Ведь если люди, пробивая тоннель с разных сторон горы (а методы науки и поэзии, как мы упоминали, различные), сходятся в одной точке, это трудно, если не безнадежно объяснять случайным совпадением. Не сговариваясь, они пришли к одной истине, к одному объективному результату. Механический синтез Космоса, доведенный до логического конца, опровергает и жизнь, и сознание, и даже саму науку, делает бессмысленным бытие человека в мертвой Вселенной. Сознавая это, ученый предлагал отказаться от столь заманчивого для «формалистов» механического синтеза Космоса, и если не заменить, то существенно дополнить его представлениями о всеобщей организованности материи, наделенной свойствами жизни и разума. А поэт по-своему раскрыл, вернее — приоткрыл тайну бытия: БУНТОВЩИКЕдинственная заповедь — «гори!» Твой бог в тебе И не ищи другого Ни в небесах, ни на земле;; Проверь Весь внешний мир: Везде закон, причинность. Но нет любви: Ее источник — Ты! Бог есть любовь 25 января 1923 г. Комментировать философскую поэзию сложно. Важно при этом учитывать, что Максимилиан Волошин не просто мудрствовал в стихах; он сам напряженно жил так, как призывал жить: мятежной, чистой и напряженной духовной жиз- Первопубликация неизданных произведений М. Волошина Б. А. Гаврилова, научного сотрудника Дома-музея М. В. Волошина в Планерном. 45
|