Техника - молодёжи 1989-05, страница 29

Техника - молодёжи 1989-05, страница 29

годы легла на всю армию. А ведь 2-я ударная в течение шести месяцев отвлекала от Ленинграда немецкие полчища. После трагедии у Мясного Бора она не исчезла нз списков. Погибала, но не сдалась. Возродилась! В 1943 году прорвала блокаду Ленинграда, а в 1945-м участвовала в штурме Берлина

Жестокая ирония судьбы. Неподготовленную армию бросил в бой подручный Берии, генерал НКВД Соколов. А предал своих солдат ставленник Ставки (а Ставка — это Сталин, без его «добра► командармов ие назначали) Власов.

Множество раненых перевязывать не успевали, а потом и делать это стало некому и нечем. Из-за больших потерь во главе взводов, рот, а то и батальонов ставили сержантов и даже рядовых. Вот и меня назначили политруком в роту лейтенанта Виктора Максимова, а соседней ротой командовал сержант Яков Смага.

Если меня спросят, что героического мы тогда совершили,— не отвечу Да и если бы тогда спросили не ответил бы. Но .. не случайно те, кто был там, у Мясного Бора, в «огненном коридоре», в «Долине смерти», потом говорили: «Мы видали виды. Мы воевали иод Мясным Бором!»

Многих из нашего батальона прорыва представили тогда к наградам. Но в начале войны ордена давали скупо — лишь Максимов, Смага и я получили их, а мне и Смаге присвоили звание старший лейтенант и приняли в партию

. В мае 1984 года я прочитал статью И. Савиновой о следопытах отряда «Сокол», обследовавших район Мясного Бора. Попросил ее сообщить о результатах. Савинова перечислила разные материалы о 2-й ударной, рассказала о музее при производственном объединении «Азот» в Новгороде и закончила письмо так: «Много у меня знакомых фронтовиков из 2-й ударной, а вот с легендарных курсов вы первый .»

шага, с первого крика «ура!», с первого погибшего солдата предначертал судьбу 2-й ударной?..

Может быть, кто-то из военных историков обвиикт нас в неточности, тенденциозности. Возможно... Но оик будут проявляться до тех пор, пока мы будем вынуждены пользоваться косвенными свидетельствами войны — мемуарами, а не прямыми и точными — документами грозных лет. Где, в каких папках архивов, лежат директивы, писанные Василевским под диктовку Сталина? Пока все закрыто, покров недосказанности к таинственности будет лежать над тем, чему есть свои имена.

Материалы подготовили: Б. ГАВРИЛОВ, С. СЛАВИН.

Полет над

Феликс ПАТРУНОВ,

кандидат технических наук

«Вот черт! Опять не удалось! — мелькнуло в сознании. Я начал стремительно падать, ведь невозможно бежать по такой крутой гряде. И вдруг почувствовал, а потом увидел, что купол надо мной стоит, наполнен, держит! Ви жу! Пик Ленина, гору Липкина, ледник, морену. Полет напоминал плавание, все было растянуто во времени. Когда прыгаешь с самолета на парашюте, пред меты внизу кажутся маленькими, игрушечными, потом начинают быстро уве личиваться. А на параплане ощущение совсем другое. Горы рядом, летишь над склонами, и они вместе с тобой как бы уходят вниз Настоящее счастье. Спуск длился 11 мин 10 с. Сел у подножия горы. Окружили альпинисты, наши и зарубежные, поздравляли, жали руку».

Так рассказывает парашютист и альпинист Сергей Калабухов о своем первом спуске на параплане со знамени той вершины Памира — пика Ленина

Параплан вроде и не диковинка, но... только понаслышке. Этнх летательных аппаратов у нас в стране крайне мало, и создаются они лишь усилиями энту зиастов. Параплан называют еще «парашют-крыло», потому что профиль его прямоугольного купола похож на профиль самолетного крыла, только закругленная часть немного срезана — здесь специальные отверстия. Парашют служит для плавного спуска, а пара план именно летательный аппарат, пригодный для свободного парения и для направленного полета. Можно назвать его и «матрац-самолет», ибо он состоит из 7—10 сот, наполненных .воздухом. Надувает этот «матрац» ветер, стоит только повернуть его отверстиями к потоку воздуха. Сделан параплан из очень прочной и легкой синтетической ткани, масса — 3—4 кг Им можно легко управлять, натягивая стропы.

«Матрац-самолет» появился в конце 70-х годов, и это вызвало настоящий бум во многих странах Запада. Заработало около 20 школ, где альпинисты обучались полетам на параплане. В од ной такой школе в Австрии под руководством Р Имбергера ежегодно тренируются около двух тысяч человек. В Швейцарии всего за полгода 50 инструкторов обучило более 1000. Уже совершены полеты со многих высочайших вершин Альп, парапланы можно ви деть и в других городах, даже в Гималаях.

А у нас одним из первых !0 лет назад попробовал новый аппарат абсолютный чемпион мира по парашютному спорту Н. Ушмаев. И тогда «замахнулись» на одну из высочайших вершин Памира.

В конце июля на самолете ДОСААФа

ледником

участники экспедиции — среди них были мастер спорта международного класса Юрий Баранов (13 860 прыжков с парашютом) и Сергей Калабухов (3500 прыжков) — вылетели в Алай-скую долину к пику Ленина. 10 августа отряд поднялся к предвершинному гребню, на высоту 7100 м. Всем очень хотелось выйти к вершине рано утром, в это время на пике Ленина почти всегда благоприятная для прыжков погода — ветер «в лицо» параплану. Но из-за усталости, тяжелого груза вышли к вершине уже во второй половине дня — надвигались облака.

Прыжок с высоты 7134 м все же удался. Об ощущениях полета рассказал Сергей в начале статьи.

Когда Калабухов опустился, облака из-за перевала закрыли весь цирк ледника Ленина, начал падать снег. Баранов уже не мог стартовать. Группе пришлось сойти ниже. Утром пробовали три старта, но ветер был боковой. Лишь вечером Баранов поднялся в воздух с высоты 6200 м. Его полет продолжался 9 мин Всего за время экспедиции удалось совершить 5 прыжков с парапланом со склонов пика Ленина. Но кто следующий полетит на параплане с гор? Когда параплан станет не спортом для единиц, а досугом тысяч?

«Парашют-крыло» ПО-9, имеющийся в организациях ДОСААФ, в принципе пригоден для обучения полетам. Но аппарат чересчур тяжел, его аэродинамические характеристики примерно в два раза хуже, чем у зарубежных.

Никто в стране не производит парапланы, нет ткани, необходимой для пошива купола. Между тем энтузиасты выдвигают отличные идеи — создать параплан-палатку, мотопараплан (крыло с мотором), отработать спуск вдвоем, чтобы иметь новое эффективное средство при спасательных работах.

Но даже Федерация альпинизма СССР, под эгидой которой прошел эксперимент на Памире, пока не видит перспектив у необычного вида спорта. Не берет под свое покровительство парапланеристов и ДОСААФ. Они никак не «влезут» в старые инструкции и правила. Альпинисты не имеют права пользоваться «парашютами крыльями» — у них нет, видите ли, знаний по парашютному спорту. А парашютисты формально не могут подниматься к вершинам — у них отсутствуют разряды горновосходителей.

РЕПЛИКА РЕДАКТОРА.

А я видел, как иа пляже курортного городка Патайя в далеком Таиланде престарелая американка застегивает иа груди ремни, и параплан, влекомый глиссером, поднимает ее в небеса в компании еще десятка любителей пареиия. Между прочим, за очень умеренную плату...

Прекрасному виду спорта время рас-праалять крылья!

27