Техника - молодёжи 1989-05, страница 48

Техника - молодёжи 1989-05, страница 48

Наглядные пособия алеолита?

Мы должны внимательно различать предрассудок и суеверие от скрытых символов древнего знания.

Н. К. РЕРИХ

И если справедливо, как это часто утверждают, что нельзя жить без веры, то последняя не может быть иной как верой во всемогущество знаний.

И. И. МЕЧНИКОВ

гневный хор критиков, оппонентов, нередко не слишком умных и порядочных. Саутуола, по рыцарски простой и бесхитростный, не вынес борьбы и скончался в 1888 году. Историк Испании Эмилия Пардо Базан на конгрессе в Бордо в 1895 году высказала уверенность в том, что настанет день «реабилитации» росписей Альтамиры.

Были открыты и новые пещеры с рисунками. Снова до хрипоты спорили ученые и неучи. Противодействие открытию само вызвало противодействие: в исследования включаются свежие силы ученых. В августе 1902 года на Конгрессе французского археологического общества истина восторжествовала: рисунки получили признание.

Но слабый голос древних муз заглушили залпы первой мировой войны А после нее пещеры снова привлекли вии-

зования в пещере культурного слоя, то есть к палеолиту. Находка была описана в брошюре, вышедшей в 1880 году. Оценивая возраст рисунков, Саутуола был осторожен. В спокойных и сдер жанных выражениях он пытался привлечь к ним внимание компетентных лиц, ибо не считал себя специалистом.

Пресса раздула сенсацию. Сам король Альфоис XII пожелал ознакомиться с рисунками, а некий придворный подхалим подобострастно начертал коптящим пламенем факела имя монарха на стенах пещеры. Давно уже иет Альфонса, исчезли со стен следы его имени, а загадочные фигуры животных чаруют взгляд и поныне.

Мнение Саутуолы поддержал профессор Мадридского университета Вилано-ва. Но, как всегда бывает, действие вызвало противодействие! Раздался

Юрий РОСЦИУС

ТОРОС, ПИНТ АД АС ТОРОС!» Эти слова прозвучали в ноябре 1879 года под мрачными сводами незадолго перед тем открытой пещеры Альтамира. «Быки, нарисованные быки!» — в изумлении воскликнула шестилетняя Мария, дочь дона Марселино де Саутуолы, приведенная им в пещеру. Ей и принадлежит высокая честь открытия палеолитической живописи. Взволнованный отец с изумлением отметил поразительный профессионализм рисунков, твердой рукой начертанных на неровных стенах пещеры. Он пришел к выводу, что роспись относится ко времени обра-

46