Техника - молодёжи 1989-05, страница 49мание людей. Двадцатые годы охарактеризовались большим количеством новых находок, в числе которых обследованная аббатом Лесози пещера Пеш Шерль иа юге Овериских гор и открытый французским спелеологом Норбер-том Кастере грот Моитеспаи, в котором было обнаружено большое количество рисунков и скульптурных изображений животных. Кастере отнес время создания рисунков и статуй Монтеспан к эпохе мадлеи (20 тыс. лет до и. э.). Подлинность и исключительная древность изображений теперь же ии у кого не вызывали сомнений. Зародилось множество точек зрения на причины возиикиовеиня пещерного искусства. Так, Ларте, Кристи, Леббок, Мортилье объясняли эти изображения как проявления «инстинкта украшения», общего у животных и человека. Но, возражали другие, почему же они размещены в потаенных темных полостях пещер? Высказывалось предположение о том, что человек палеолита находил удовольствие в творческом процессе. Верх взяла гипотеза Тейлора и Попова о культовом назначении палеолитических изображений. Вряд ли стоит подробнее излагать принятую точку зрения, ибо желающие могут без труда ознакомиться с иею по ряду популярных и специальных изданий. Но следует заметить, что абсолютного единодушия среди ученых иет. Целесообразно напомнить читателям высказывание крупнейшего исследователя первобытного мышления Люсьена Леви Брюль «Каковы, однако, были цель и основной смысл этого искусства? Проблема эта до сих пор стоит перед нами во всей своей полноте. По отношению к этой «духовной археологии» мы ие располагаем никакими другими источниками осведомления, кроме самих источников, подлежащих интерпретации. Таким образом, приходилось идти путем догадок, что всегда является крайне рискованным. Та из этих гипотез, которая встретила наиболее широкое и длительное признание, приписывает пластическим изображениям животных и растений преимущественно магическое значение. Эти изображения, как говорят сторонники указанной гипотезы, должны были, по представлению их авторов, отдавать, например, изображенных животных во власть охотников. Это, мол, очень широко распространенное верование, породившее обряд околдовывания. Тот, кто владеет изображением, располагает полной властью над его оригиналом... Эта гипотеза находит как будто достаточно веское обоснование в верованиях и обря дах, которые живы и поныне. Тем не менее она представляется не совсем удовлетворительной». Искусство палеолита привлекло внимание ученых разных специальностей. Археологов и антропологов, геологов, палеонтологов, этнографов, физиологов, психологов, историков науки и техники, химиков, физиков, биологов, вете рииаров, театроведов, а в последнее время — специалистов по информатике, кибернетике и философии. Каждый находил свой интерес в творениях палеолитических художников, смотрел на проблему глазами своей профессии. Стало ли от этого меньше разногласий? Увы, иет! Следует прилнать, что вопрос о предназначении живописи палеолита, пожалуй, еще не решен окончательно. Поэтому позволительна попытка интерпретации, отличной от принятой. Посмотрим пристальнее иа всякого рода странности и несоответствия между принятой гипотезой и фактами. КТО НЕ ПОПАДЕТ В ПЕРВУЮ ПУГОВИЧНУЮ ПЕТЛЮ, ТОМУ УЖЕ НЕ ЗАСТЕГНУТЬСЯ! — как ни старайся, проку ие будет. Нечто подобное происходит с мифологической интерпретацией живописи палеолита. !. Кальцитовая корка, покрывшая изображения и пол некоторых пещер, сохранила в неприкосновенности до наших дней следы подошв на полу вокруг изображений животных. Странно, что оии принадлежат в основном мальчикам в возрасте 10—16 лет и лишь в небольшом количестве взрослым мужчинам. Отмечается при этом, что в некоторых местах следы имеют отчетливый приступ на пятки, который до сих пор не интерпретирован убедительно. Но магические танцы — занятие колдунов и охотников, то есть взрослых членов племени, прошедших инициацию. А при чем тут подростки? 2. Вокруг изображений на полу пещер обнаружено большое количество обломков полномерного охотничьего оружия (копий, дротиков), разбитого в CQ Q) Ф У >v с; и X 3 I I Q) со к J I X ф о? X L. о с; О к X < Изображения быков (бизонов) ЧШ стеках пещеры Фон де Гон (Дордонь, Южная Франция). Снимки проф. Капитана. 47 |