Техника - молодёжи 1989-06, страница 12ставляют собой иаши металлисты? (Аналога им вообще нигде в мире нет, есть только клубы любителей какого-то конкретного ансамбля или группы.) В большинстве своем, показывают исследования социологов, это учащиеся профессионально-технических училищ. Пэтэушники же — это совершенно особая среда. Мало того, что в ПТУ, как правило, дети из ие совсем благополучных семей. Мало того, что уровень общеобразовательной подготовки, что бы ни говорилось, в профтехучилищах был ниже, чем в средней школе. Плюс к этому учащиеся ПТУ не могли ие чувствовать и особого пренебрежительного отношения к себе со стороны всего остального общества. «Отправим в ПТУ!» — чуть что, грозили подростку и учителя в школе, и родители В одной этой фразе уже, как в капле воды, отражалось отношение к учащемуся профтехучилища как к чему-то «второго сорта». И это не могло ие рождать в них своеобразного комплекса протестующей неполноценности. Ведь комплекс, сознание своей ограниченности хотя бы в том, что вся твоя деятельность связана с одними только «железками», не может ие вызвать стремления за эти рамки каким-то образом вырваться. Поэтому я прекрасно понимаю того же Сергея из Старого Оскола, увлек шегося философией. Но также понимаю и то, что ои был «развит не по годам», а средний уровень развития пэтэушника просто не позволяет самоутверждаться в столь «изысканном» занятии, как писание трактатов Зато «хэви-метал» — куда доступней и к тому же . какой-никакой, а все же шаг в более высокую сферу, тут все-таки музыка, имеющая некоторое отношение к искусству, хоть и к массовой, ио — культуре. Но вот рокеры — здесь-то все, кажется, должно быть однозначно. Сочетание самих по себе достаточно обычных увлечений техникой и спортивного азарта. Но только ли это? Разве не присутствует в сумасшедшей езде по иочиым улицам определенный вызов общественному мнению? Разве не движет этими «обычными» мотолюбителями некая претензия иа независимость, стремление расширить границы своей свободы? Думаю, ие ошибусь, если скажу, что движение рокеров, псг-Тфайией мере у нас, возникло потому, что возникла потребность как-то облагородить» заурядное пристрастие к мотоциклу, расширить его за счет привнесения в мотовождение некой идеи. Разумеется, с точки зрения рокеров. Более высокой, нежели в «примитивных» досаафовских кружках. Между прочим это стремление облагородить любое, даже ие самое приглядное стремление, весьма характерно. Нечто подобное происходило и с лю-берами, которые элементарный грабеж или рэкет оправдывали необходимостью очищения столичных улиц от панков и хиппи, индивидуалов и кооператоров. И тут та же подмена. Но есть, разумеется, случаи, когда самообман, стремление приукрасить реальность не столь очевидны. Я довольно много имел дело с теми же хиппи, и хотя у меня нет данных социологических исследований, как в ситуации с металлистами, определенная тенденция, думаю, есть. Так, среди хиппи я встречал очень много юношей и девушек, учившихся ранее или поступивших недавно в технические вузы. Знаю кандидата технических наук, знаю инженера, получившего несколько авторских свидетельств, знаю программиста, ио не встречал хиппи, имеющего полноценное гуманитарное образование: скажем, филолога, художника или музыканта... Подчеркну, я ие имею в виду людей, ведущих богемную жизнь. Между хиппи и богемой отличие принципиальное. Что привлекает в хиппи человека, до этого малознакомого с их образом жизни? Демократичность общения, внешняя свобода, раскованность поведения, их интерес к философии, нравственным поискам, терпимость к вкусам другого, своеобразие эстетических пристрастий. Все это как бы противостоит рационализму, некоей одномерности жизни «технаря» и потому соблазнительно в первую очередь для него. К тому же погружение в этот образ жизни не требует особых усилий. Чтобы быть «принятым в хиппи», ие требуется никакого экзамена Я отлично понимаю, почему многие физики, астрономы всерьез увлекаются философией, почему учеиые-естествеи-иики неравнодушны к различным видам искусства, почему, наконец, в ученых кругах такими частыми гостями являются драматурги, музыканты, живописцы. Это все из той же серии, почему Эйнштейн играл на скрипке. Человеку, занимающемуся точными науками, оперирующему цифрами, абстракциями, необходимо развивать и образное мышление, тренировать эмоциональную сферу, развивать интуицию. А здесь без «гуманитарщииы» не обойтись. Не случайно, чем талантливее человек, тем, как правило, сильнее его стремление к широкой культуре, особенно если в силу объективных обстоятельств он не смог получить ее в семье, школе или вузе. Между прочим, еще математик Вей-ерштрасс говорил, что нельзя быть математиком, не будучи немного поэтом. Но заметьте: быть, а не... казаться Помните, о чем писал трактат подросток из Старого Оскола? Так вот, образ жизни хиппи по большей мере наполняет жизнь человека гармонией кажущейся, а не настоящей. И чтобы не объяснять долго, почему это так, скажу главное. Жизнь хиппи прежде всего предполагает пассивную форму существования. Оиа ие заставляет человека делать какие-либо усилия, преодолевать, совершать душевную работу А ведь душа обязана трудиться»... Короче говоря, стремление вырваться из технократической рутины, идя дорогой хиппи,— попытка с негодными средствами Беда вся в том, что молодой человек приходит в «систему» — так на 10
|