Техника - молодёжи 1989-06, страница 13зывают себя сегодня наши хиппи — ие новорожденным, а часто уже достаточно подпорченным предыдущим социальным опытом, испытавшим на себе «воспитуюшее» воздействие и семьи, и детсада, и школы. «Попадая в «систему», молодой человек становится хиппи,— прочитал я недавно размышления одного хиппи со стажем.— Хиппи-то он хиппи, но, прежде всего, по своей психологии, он — наш, советский человек... Место общества занимает «система», место общепринятых норм поведения — неписаный, но все же существующий «устав», а самое печальное — нетронутым остается стереотип мышления: «Будь как все, ие высовывайся»...» А еще дальше автор размышлений» пишет так: «Вообще же испытание свободой — это страшное испытание для советского человека. Скажу прямо: большинство хиппи его не выдерживают. Оно, это большинство, спешит снова стать рабами — рабами норм поведения, принятых в «системе», рабами наркотиков или же рабами каких-либо религиозных догм». Итак, свобода, так же как и чувство гармонии, должна присутствовать, хотя бы и в зародыше, еще до того, как человек попытается расширить сферу своего бытия. Но где и как сформировать эти зародыши? Даже простой перечень школьных предметов свидетельствует об одностороннем подходе к развитию личности. Судите сами, физика, химия, математика, биология, астрономия, труд, физкультура с одной стороны, и всего лишь два гуманитарных предмета — литература и история — с другой. А ведь только на одну математику уходит больше часов, чем на литературу и историю, вместе взятые. Нет, ие случайно само понятие «гуманизм» было объявлено абстрактным, а его место заняли интересы государства, задачи производства, цели технического прогресса. «Технический уклон» проникал даже в идеологию, фиксировался в языке: управление — «приводные ремни», человек — «винтик»... А вообще люди превращались в «трудовые ресурсы», наравне с тоннами «чугуна и стали». Все вместе формировало определенный тип мышления и мировоззрения, за который расплачиваться приходится теперь не только в гуманитарной сфере, но и в общем отставании даже естественных иаук. «Всякое искусство совершенно бесполезно»,— иронизировал в свое время Оскар Уайльд **. В самом деле, если не заметить в этой фразе издевки над обыденным сознанием и в буквальном смы- ** Для сведения «технарей» Оскар Уайльд (1854—1900) — английский писатель, блестящий эстет и декадент Автор романа «Портрет Дориана Грея» (прочтите!), не сходящих со сцены и сегодня пьес «Веер леди Уиндермир», «Идеальный муж», «Как важно быть серьезным», а также многих сказок и лирических поэм. еле начать искать в искусстве пользу (или — пуще того поставить искусство на службу прогрессу) — наверняка зай дешь в тупик Ведь жизнь человеческого духа определяется все-таки не пользой, а богатством внутреннего мира личности. Польза — это то, что можно трогать, измерить длину, вес, объем, к чему и стремится прагматическое мышление. Искусство же иррационально, оно учит любить, восторгаться, плакать, искать красоту, мечтать. Но разве ие это придает в конечном счете вкус и смысл жизни? Лет пять тому назад, делая репортаж с выставки НТТМ, я познакомился со студеитами-коиструкторами, придумавшими по заказу какого-то предприятия некий пульт теледистанционного управления сложным технологическим процессом (технических подробностей я уже не помню). Помню, что внедрение установки сулило впечатляющий экономический эффект И я, готовя репортаж, расписал, с каким энтузиазмом трудились ребята иад разработкой, как были увлечены своей идеей. Но одна деталь в материал не вошла. Уже уходя с выставки, я разговорился с возглавляющим группу студентом и узнал, что в свободное время он собрал у себя дома «видик» — «не хуже японского!» — и теперь крутит дочка лучшие образцы мировой мультипликации- Да и сам не внакладе... Весь остальной разговор у иас был исключительно о фильмах Ан-тониони, Феллиии и Хичкока ***. Я тихо завидовал тому, что он имеет возможность все это смотреть, н одновременно прикидывал: что же для него в жизни важнее — телеэлектроника или киноискусство? Вот и рассуждай тут после этого о пользе. Решай вопрос: искусство ли должно служить прогрессу или прогресс искусству? Студент тот, будучи по нутру человеком творческим, решил этот вопрос не мудрствуя лукаво — нашел для себя некое гармоническое сочетание, соединил свои технические наклонности с потребностью в гуманитарном. Причем сделал это во времена, как говорится, самого расцвета застоя. *** Для сведения «технарей»: Алфред Хичкок — американский кинорежиссер, автор психологических «фильмов ужасов» «Веревка», сПсихо», «Безумие», ряда других. Массовому советскому зрителю неизвестен, за исключением фрагментов из фильма-предостережения «Птицы», показанных в «Пятом колесе». Микеланджело Антониони — выдающийся итальянский кинорежиссер, автор всемирно известных картин «Ночь», «Затмение», «Забриски-Пойнт». Массовому советскому зрителю известен в основном по фильмам «Профессия: репортер», «Красная пустыня». Федерико Феллини — выдающийся итальянский кинорежиссер Среди его картин такие, как «Дорога», «Ночи Кабирии», «Амаркорд», «8 1/2», «А корабль плывет», «Репетиция оркестра», «Интервью», хорошо известные советскому зрителю. Многие же неформалы сегодня, креп ко вбив себе в головы, что они «жертвы» застоя, обреченные на неполноценность самим фактом своего ущербного воспитания, искать ничего ие хотят. Зато с удовольствием протестуют, требуют свободы и каких-то компенсаций. (Подчеркиваю специально: далеко не все. Я, например, с огромным уважени ем отношусь ко всякого рода экологи ческим группам. Там, как правило, собирается народ, знающий «что», а главное — «как», готовый проявлять гражданское мужество и четко осознающий свою цель.) Но этот протест, хотя часто и приоб ретает самые экстремальные формы, однако идет «от противного», ради того, чтобы ломать, а не созидать. И в этом я вижу еще один рецидив долгие годы насаждаемой у наших молодых людей психологии, сильно смахивающей на рабскую Классический-то раб тоже часто бунтовал, но ие потому, что были за деты его честь, достоинство, ущемлено чувство личной независимости, а совсем по другим мотивам: «плохо кормят», «худо одевают», «больно бьют» — лишенным в своей сути благородных начал Вдумайтесь в смысл лозунгов иных -нынешних бунтарей, и вы легко убедитесь, что в своем протесте не так далеко они ушли от своих предшественников. Вот здесь-то как раз и проявляется дефицит гуманитарных начал, наличие которых при любых обстоятельствах, в любой ситуации позволяет человеку оставаться человеком, ибо всегда, уже просто в факте своего существования найдет ои смысл и цель и наполнит свою жизнь гармонией. % * Вообще-то я не уверен, что кого-то всерьез убедил. Мне даже кажется, что кому-то захочется со мной очень яростно поспорить или уж, во всяком случае, не со всем согласиться Поэтому сразу приношу свои извинения радиолюбителям и моделистам-конструкторам, членам компьютерных клубов и мотосекций, вообще всем людям, увлеченным техническим творчеством. Занятие это само по себе замечательное. Вот только хочется, чтобы было в их жизни еще что-то такое, ну, ие совсем с одними железками связанное. Ну хотя бы как у парня того, из Старого Оскола. И если не трактаты им всем писать, то хотя бы задумываться иной раз иад вопросами типа: «Вот то, что я делаю, чем увлекаюсь — это средство или са моцель?» Или: «А представляю я сам собой нечто такое или только кажусь таким?» Ей-богу, иногда полезно. Хотя польза подчас всего лишь такая же, как и от искусства^... 1 1 1
|