Техника - молодёжи 1989-06, страница 11милиции подобную деятельность несовершеннолетних правонарушителей хотя на словах и не одобряли, но внутренне ребятам где-то и симпатизировали: как же, техническое творчество — надо поощрять. И сетовали, что не хва-тает-де в городе автомотокружков, секций радиолюбителей н так далее. На то, что в городе не хватает библиотек, а в них — хороших книжек, никто не жаловался. И Сергей-философ смотрелся среди прочих подростков «белой вороной». Правда, со всеми шансами стать «первой ласточкой». Ведь приблизительно в это время, может быть, чуть-чуть позже уже снимал первые кадры для своей будущей картины «Легко ли быть молодым'» Юрис Подниекс. И давая нам «крупным планом» исповедь панка Ай-ворса, пытался убедить, что за ней не просто нечто уродливо размалеванное, тем более — некий социальный или даже политический протест, а личность страдающая, сомневающаяся, ищущая. Но именно права на поиск, на свободный поиск себя молодым никто тогда давать не торопился. — Какие там права! — говорил мне Юрис Подниекс после просмотра фильма. Пока многие взрослые чаще всего не могут решить, что сделать с тем или иным «неуправляемым»: то ли в психушку его, то ли в армию поскорее отправить, глядишь, там дурь из мозгов выбьют, перевоспитается... Именно такая у многих из нас реакция... С того разговора многое, конечно, изменилось. Однако следствия насаждаемых длительное время стереотипов сказываются еще слишком ощутимо. Один из них и состоял в том, что любое занятие чем-то «техническим» куда лучше и полезнее, чем каки -либо изыски в сфере гуманитарной. Помните печально знаменитые строки: «Что-то физики в почете, что-то лирики в загоне...» За все, правда, приходится расплачиваться. Скажем, бум, переживавшийся в 60-е годы научно техническими вузами, в 70-е медленно, но верно сходил на нет и обернулся почти полным отсутствием конкурсов в те же вузы в 80-е и резким, прямо катастрофическим падением престижности инженерных профессий. Подспудно, одновременно с этим шел, однако, и другой процесс, который в период гласности вырвался наружу волной самых разнообразных неформальных движений, подчас невообразимо экзотических по виду. Но еще и в самые застойные времена, и десять и даже пятнадцать лет назад, собирались на частных квартирах представители преимущественно технической интеллигенции, чтобы хоть как-то восполнить гуманитарный голод. Здесь демонстрировались слайды Сальвадора Дали *. читали лекции «по индуизму» специалисты по Востоку, раскрывали свои «секреты» всякого рода экстрасенсы и проповедовали сыроедение добрые «старцы». В этих подчас искаженных, деформированных формах сублимиро- В поисках самовыражения. Фрагменты с выставки хиппи. Фото Льва МЕЛЕХОВА валась — как сказал бы психолог — потребность в чем-то «антитехническом», лирическом, идеальном. Или взять, например, КСП — движение, объединившее поклонников самодеятельной, авторской песни. Непризнанное официальной культурой, полуподвальное и полулегальное — оно хоть как-то заполняло духовный вакуум, поддерживало внутреннюю, эмоциональную жизнь общества, противостояло скудости и монотонности внешнего существования, потребительству и вещизму, насаждаемому «научно-техническим прогрессом» (пишу это словосочетание в кавычках, поскольку успехи во многих отраслях науки и техники более декларировались, нежели становились реальностью). Но обратите внимание, большинство лидеров КСП, как и его почитателей — это ведь представители все той же технической интеллигенции. Парадокс между тем еще и в том, что неформалы, выразившие в себе своего рода стихийный протест против НТП, во многом им же и порождены. Вспомним, первые рокеры появились сначала в Англии, а затем в США и странах Западной Европы (это было в начале 60-х), тогда, когда выходцам из бедных и пролетарских кварталов стал доступен мотоцикл. Современные музыкальные фанаты «родились» вместе с изобретением электрогитары и других электроинструментов, мощной усилительной аппаратуры и с развитием средств тиражирования музыкальной продукции с помощью дисков или магнитной ленты. Ведь рок, особенно тяжелый, без соответствующих технических средств просто невозможен. И даже хиппи, в основе движения которых отказ от ценностей технократического общества,— тоже «дети» НТП, разве что «от противного». Я уж не говорю о мощном экологическом движении, охватившем практически все развитые страны. Однако в движении наших неформалов, в отличие от сходных течений на Западе, всегда было еще нечто такое, что делало их совершенно специфическим явлением. Что, например, пред- * Для сведения «технарей» сообщаем: Сальвадор Дали — известнейший испанский живописец, ведущий представитель сюрреализма. Его кисти принадлежат такие знаменитые полотна, как «Пылающий жираф«Предчувствие гражданской войны», «Растекшееся время», «Леда атомного века.» и другие. Его творчество погружает зрителя в фантастически парадоксальный, но вместе с тем до натурализма реальный мир, пораЗ/саЮщий эмоции и расширяющие границы осознания действительности. Ь Советском Союзе официально признан лишь недавно. Умер на 95-м году жизни в феврале этого года. 9
|