Техника - молодёжи 1989-07, страница 20

Техника - молодёжи 1989-07, страница 20

зуется даже в герметически закрытом помещении — от носки одежды).

Вредных примесей в атмосфере станции тоже хватает. Организм человека выделяет их оката 400, в том числе угарный газ, аммиак, альдегиды, кетоиы, прочие ядовитые химические соединения. Все оии адсорбируются на специальных фильтрах.

Но, пожалуй, основная «вредная примесь» — углекислый газ. Воздух на станции нужно постоянно регенерировать, удалять из него двуокись углерода, обогащать кислородом. Этой цели служит блок регенерации, содержащий надпе-рекись калия (К2О4). Постепенно разлагаясь под воздействием содержащихся в воздухе водяных паров, она вступает в реакцию с углекислым газом, превращаясь в углекислый калий и выделяя кислород.

Как подать воду в душ? Тоже проблема. Вернее, подать-то воду технически несложно, но как сделать, чтобы использованная вода с мылом не расплывалась по всему помещению? Через душевую установку, представляющую собой своеобразную аэродинамическую трубу, прокачивают теплый воздух. Ои отсасывает ненужную влагу, которая задерживается потом в герметичных сборниках, а воздух после очистки снова поступает в отсеки

Когда космонавты моются, оии обязательно надевают специальные очки (чтобы в глаза не попала мыльная вода, которая в силу высокого поверхностного натяжения в условиях невесомости стремится растечься по всему телу). В душе нужен и шланг с загубником, чтобы ие вдохнуть ненароком свободно плавающую жидкость.

По принципу отсасывания работает и космическое ассенизационное устройство. Жаль, правда, что система извлечения воды из урины иа орбитальных станциях пока не отработана. Это одна из основных причин потерь влаги. Но тем не менее уже сегодня примерно половина воды вторично пускается в оборот. Ее «вытягивают» из влажного воздуха.

Относительная влажность воздуха колеблется иа орбитальных станциях в пределах от 30 до 70%. Избыточная влага осаждается капельками мельчайшей росы на охлаждаемых поверхностях холодильно-

сушильных агрегатов. Для их дальнейшей конденсации используется капиллярный эффект. Гигроскопичные «промокашки» отсасывают росу во влагоотстойник.

Температурный режим станции тоже постоянно регулируется. Нормальная температура — 20° С. До абсолютного нуля ей не дает опуститься многослойная изоляция (выполненная из металлизированной пленки) корпуса станции. Люди и работающее электрооборудование выделяют тепло. Этого хватает для того, чтобы компенсировать неизбежные тепловые потери Больше того, когда включено много научных приборов, температура в рабочем отсеке может подскочить выше допустимой. Как же быть? Вспомним: чтобы в холодный день человеку не стало слишком жарко после быстрой ходьбы, ему достаточно снять перчатки. Лишнее тепло уйдет через ладони. Их теплопроводность регулируется организмом «Ладони» станции — это внешняя обшивка узкой части рабочего отсека. Там установлены радиаторные панели.

О еде. Никаких остатков на тарелках, крошек в космосе быть не должно. Поэтому хлеб не откусывают, а кладут в рот целыми (разумеется, соответствующего размера) ломтиками. Первые блюда, напитки и соки расфасованы в тюбики по 160 г, консервные банки — стограммовые.

Космический душ и ассенизационное устройство. Насос (1) прокачивает через них поток воздуха. После очистки в фильтрах (2) воздух возвращается в атмосферу станции, а наполненные сборники отходов (3) заменяются новыми и удаляются со станции. Мягкая кабина душа с водонепроницаемой «молнией» после использования складывается.

Спортивные тренажеры, используемые на орбитальных станциях: бегущая дорожка и велоэргометр.

Всего на боргу свыше 70 наименований блюд, а питательность дневного рациона космонавта вполне могла бы устроить, скажем, ра-бочего-стаиочника — 3200 ккал. На что же их расходовать, спрашивается, если в невесомости не нужно тратить ни малейших усилий на передвижение? Оказывается, на борьбу с... невесомостью.

Длительное отсутствие силы тяжести пагубно сказывается на организме человека. Ослабляются сердечно-сосудистая система и мышцы, изменяется состав костей (из них «вымываются» соли кальция). Противоядие тут одно — интенсивные физические нагрузки. 2500 ккал в сутки тратят космонавты на физкультуру.

Несколько слов о спортинвентаре. Он занимает немного места на станции, но позволяет совер-

I I

г

i [

I

18