Техника - молодёжи 1989-07, страница 24>х Q> 4 5 Вол новики Петра МитуричаНе тп а пгпокниJGa^ from op д. A Cjjjj^tMM тС£ uiMtHurni u Htikot^ft nemo S3xa, - У .iijie^ ,/m^a и.|гщ.|ч>)и.; но f^HOtc t</tef<-ky, кртяорп.* широко «.гпомУзгт ^ с<о&йиую еиИ ge ift***-""Ьцичноке. ij/id6ujwx актлД ее. >ч Фридрих МДЛКИН, патентовед Л ю ч: X < Петр Васильевич Митурич (1887—1956) известен прежде всего как художник, рисовальщик, как один из веду щих советских графиков Гораздо меньше Митурич известен как изобретатель. А между тем... «Я предложил (в Комитет по делам изобретений) девять технических способов решений принципа волнообразного движения аппаратов для полета и планирования в воздухе, для плавания в воде и скольжения по ее поверхности и для передвижения по земле,— механизма движения, существовавшего только в природе»,— писал он в феврале 1933 года. Откуда же у художника тяга к технике? Надо сказать, что Митурич был в числе тех, кто в исторические моменты революционных преобразований, в период духовного раскрепощения пытался развить в себе, да и не только в себе, «новое чувство мира» — осознание того, что чувство красоты и научное чувство истины есть одно и то же. Соответственно и личность должна познавать мир во всех его проявлениях и сама проявлять себя в разных ипостасях. Таковы были поэты и художники Маяковский и Хлебников, Татлин-живописец, художник-конструктор и архитектор, Род-ченко-дизайнер, график и фотограф. Таков был и Петр Митурич художник и изобретатель. Наряду с художественным образованием (Киевское художественное училище, Петербургская Ака демия художеств) были у него и технические познания — в 1916 году он был направлен в военную ин женерную школу, после которой служил в частях связи. Отец его, Василий Петрович, будучи профессиональным военным артиллеристом, оставил было военное дело ра ди литературного поприща, но не преуспел в этом и вернулся на службу. Он мечтал сконструировать гигантский коробчатый змей, способный поднять в воздух солда-та-корректировшика артиллерийской стрельбы. Поэтому, видимо, не случайно научная и техническая деятельность Петра Митурича началась с обращения к авиации и конструирования летательных аппаратов. Позднее его интерес обратился к органическому миру. Наблюдая способы передвижения живых существ, он отметил, что, несмотря на разнообразие, все они носят колебательный, «волновой», по его выражению, характер. Он писал об этом так: «Кроме занятий живописью, меня интересовала проблема вскрытия истинных закономерностей динамики живых существ в полете, плавании и наземном передвижении. Существующие учения меня не удовлетворяли. Рис. 1. Дирижабль «Волновик». Стержни (S) — как бы хребет кита.— вращаясь вокруг горизонтальной оси, сообщают от мотора (М) через шатунные механизмы ft, gj отдельным сочлененным секциям корпуса волнообразное движение. Поняв волновую природу движения, мне удалось осуществить ряд аппаратов волновых движителей, действие которых убеждает в правильности моего понимания динамики природы (на приоритет изобретения таковых аппаратов я имею девять авторских свидетельств). Таковы результаты приложения моего «чувства мира» в области познания». Аппараты, «подсмотренные» у природы, внешне копировали дви жения рыб, акул, дельфинов. Миту рич следит за черепахами в воде, за стремительными бросками летучих рыб, акул, тунца. Особенно интере суют его дельфины. Он разыскива ет труды по исследованию плавания рыб и в особенности ласгокры- 22
|