Техника - молодёжи 1989-07, страница 62

Техника - молодёжи 1989-07, страница 62

Однажды...

Преследуя вредительские цели...

За несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны известный советский кораблестроитель В. П. Костеико (1881—1956) был повторно арестован На этот раз следователь предъявил ему обвинение

в том, что ои будто бы намерен но выбрал площадку для постройки большой верфи в болотистом месте, преследуя вреди тельскне цели удорожить гид ротехнические сооружения.

— В таком случае,— хладнокровно возразил Владимир По-лиевктович,— надо признать еще большим вредителем и Петра Великого: ведь он тоже выбрал болотистое место для строительства — и не какой то там верфи, а целой столицы!

Главное -не прерываться!

Как ни странно, Александр Белл (1847—1922), получивший патент на первый практически пригодный телефон, не испытывал любвн к своему детищу и наотрез отказывался пользоваться им. Столь компрометирующее новинку обстоятельство, разумеется, хранилось в строжайшей тайне телефонными ком паннями, но незадолго до смерти изобретатель в речи, произнесенной в Майами, сам признался в этом. Рассказывая о своем творчестве, ои привел такое об

разное сравнение: когда выкристаллизовывается очередная идея, его ум напомннает идеально гладкую водную поверхность н внезапно раздающийся телефонный звонок грубо нарушает этот тонкий, скрытно протекающий процесс, будто брошенный кирпич. «Я не могу позволить себе роскошь то и дело прерывать ход своих размышлений,— пояснил Белл.— Если уж я ду-маю.то не желаю, чтобы меня беспокоили по какой бы то ни было причине. Сообщения могут и подождать, а вот идеи — никогда !»

Нет худа без добра

Видный советский историк, академик Б. Д. Греков (1882— 1953) был как то раз вовлечен в разговор о перспективах научно-технического прогресса. Когда его спросили, какое из технических достижений он считает самым выдающимся, Борнс Дмитриевич ответил:

— Самым большим достижением я считаю радиоприемник: ведь его так легко выключить!

Еще неизвестно, кто хуже

Американский президент Гарри Трумэн (1884—1972), отдав ший приказ об атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, ие уставал демонстративно повторять «Я никогда ие страдал бессонницей из-за моего решения Я поступил бы так же снова» В отличне от него британский премьер-министр Уинстои Черчилль (1874—1965), несу- , ■ции свою долю ответственности, отчетливее понимал, как это должно сказаться на их исторической репутации- Однажды, находясь в узком кругу, ои как бы . между прочим заметил:

— Господин президент, я надеюсь, вы уже заготовили ответ, который понадобится, когда мы предстанем перед святым Петром и он скажет: «Насколько мне известно, вы ответственны за сбрасывание атомных бомб». Что бы вы могли сказать в свою защиту?

Воцарилось неловкое молчание, пока иа выручку богобоязненному Трумэну не поспешил заместитель государственного секретаря Роберт Ловетт. HaMfr кая на многочисленные прегрешения самого Черчилля, он вкрадчиво спросил:

— Уверены ли вы, господин премьер-министр,, что вам и президенту предстоит в одном и том же месте подвергнуться этому допросу?

Бывает же такое!

Парик с секретом

На заре изучения электричества аристократические особы считали хорошим тоном устраивать вечера опытов с этой таинственной силой.

Любопытный случай произошел е 750 году в Вене в салоне графа Вальдштейиа, где знатный хозяин и гости наблюдали демонстрации воспитателя престо-лонвследиика, профессора астрономии Иозефа Франца, в то время, по-видимому, единственного в Австрии ученого, который серьезно изучал электрические явления. При этом прнсут ствовал триглашенный в Вену известный естествоиспытатель, священник из Моравии Прокоп Дивнш — доктор и профессор философии и теологии.

Вот какое описание оставил младший современник Диви-ша пражский историограф Ф. Пельцль: «Патер Фраиц заряжал различные предметы электричеством и добывал из них потоки ,искр, к всеобщему удивлению многочисленных зрителей,

Однако неожиданно Дивиш учинил нечто, из-за чего наэлектризованные тела перестали иск рнть, как бы их сильно ни за ряжал иезуит Оказалось, что в передней части парика Днвиша было скрыто более двадцатн весьма заостренных железных стерженьков, которых никто не заметил; если хотел ои заряженное тело избавить от электричества и расстроить опыт электризующего, то тогда он просто наклонял голову к этому телу, делая вид, что вииматель но его рассматривает, и этим способом рассеивал электричество из заряженного предмета илн незаметно притягивал его к себе».

Из приведенного отрывка видно, что Дивнш, с помощью лов кого приема расстраивая опыты ученого иезуита, сознательно использовал свойство острия. И ие исключено, что уже тогда у него зародилась мысль о возможности грозозащиты. Ведь именно он спустя 4 года построил первый в Европе заземленный молниеотвод

г. Краснодар

и. кочубей, инженер

Смотри в оба!

Факт имел место, но...

Хочу обратить ваше внимание на заметку «Сам то хоть читал?» («ТМ» № 2 за 1989 г., с. 62). Как говорится, факт имел место, ио с другими действующими лицами.

Многотомное сочинение «История русских железных дорог», составленное безвестными авторами (оплаченными за счет субсидий казны), издал под своим именем И. С. Блиох, председатель правления Общества Юго-Западных железных дорог, известный в России делец, наживший состояние на железнодорожных подрядах.

В литературе описан случай, когда Блиох преподнес роскошно изданное «свое» сочинение Станиславу Валериаиовичу Кер-бедзу — выдающемуся отечест

венному инженеру-мостостроителю, который иа склоне лет занимал почетные посты члена Технического совета Министерства путей сообщения и члена Совета Главного общества российских железных дорог. Ему то и принадлежит фраза: «А скажи, пожалуйста, Иван Станиславович, ты сам прочел эти книги?»

С. Ю. Витте таких слов ие говорил, да и не мог сказать их своему начальнику — ои работал тогда в правлении ЮЗжд, которое возглавлял Блиох, являвшийся фактическим владельцем этих дорог. Он присутствовал при «событии» и добросовестно воспроизвел его в своих воспоминаниях (он писал: «Я отлично помню...»). В этом не трудно убедиться по первоисточнику — С. Ю. Витте. «Воспоминания», том 1. М., Изд во соц,-экон литературы, I960 с. 120.

в. кузьмич,

доктор технических наук