Техника - молодёжи 1989-09, страница 39

Техника - молодёжи 1989-09, страница 39

X

и X

о с

м *

Q)

е;

VO

о

а

с:

Кое-что о сонном царстве

Петр АЛЕКСАВДРОВ,

наш спец. корр.

Еще в древности люди знали: у человека наряду с активно действующим сознанием есть и подспудный «архив», в котором словно орудует некий дух, выдавая время от времени какую-нибудь «руководящую» информацию или идею-подсказку. С развитием науки «архив» получил название подсознания. Однако лучше ученых его стихийность, неподконтрольность разумному началу, способность рождать фантомы наяву и причудливо сцепленные картины во сне оценили художественно одаренные натуры. Интуитивно они угадывали главную проблему, вытекающую из факта обоюдного присутствия сознания и подсознания,— необходимость их уравновешенности, гармоничного взаимодействия.

Слишком много сознания — это болезнь, считал Достоевский. Человек в состоянии почувствовать беспокойное дыхание древнего хаоса в своей душе, свидетельствовал Тютчев, что и подтвердил лучшими своими стихотворениями. Средствами поэзии он попытался постичь «темный корень бытия». А немецкий философ Шопенгауэр, отчаявшись понять природу «подвального этажа» человеческой психики, заключил: «Мы не можем дать отчета о происхождении наших глубочайших мыслей: это исчадия нашего таинственного существования».

Но уже следующее поколение творцов искусства действовало смелее и не испытывало огорче

ния из-за того, что получить отчет от иррационально действующих механизмов разума не удается. Нашлись и такие художники (например, испанец Дали), которые логику снов, грез, галлюцинаций поставили в своем творчестве, что называется, во главу угла. С именем Дали связывают новое направление в искусстве — «сюрреализм» (буквально — «надреализм» или «сверхреализм»). Картины, выполненные в этой манере, ошеломили зрителей, которые увидели на полотнах художников немыслимые фантомы, порожденные неподконтрольными рассудку ассоциациями. На недоуменные вопросы Дали невозмутимо отвечал: «Тот факт, что в момент их создания я сам не понимаю смысла своих картин, не означает, что эти картины лишены всякого смысла»...

Трудно сказать, насколько убедительным оказался этот аргумент для шокированных поклонников искусства, но психиатры и психоневрологи отнеслись к нему с большим интересом. Сам основатель психоаналитической теории Зигмунд Фрейд удостоил художника своим вниманием — их встреча произошла в 1938 году в Лондоне. Хотя условие уравновешенности сознательного и подсознательного в творчестве Дали явно не соблюдено, вопрос о содержательности его полотен обсуждается вполне серьезно. Некоторые искусствоведы пошли дальше и приписали художнику дар предвидения иррациональных явлений в самой действительности.

Возможно ли это? Не беремся судить о проблеме в рамках эстетики и законов развития социальных процессов. А вот применительно к отдельному человеку и его самочувствию то, что пугало Шопенгауэра, имеет бесспорную ценность. «Исчадия» подсознания, а другими словами — тревожные, навязчивые и даже кошмарные сновидения — без сомненья, несут важную информацию о состоянии организма. Если человеку удалось вовремя зафиксировать их, то есть попросту записать сразу после пробуждения, а затем представить на рассмотрение квалифицированному врачу, тем самым он позаботится о своем здоровье. На основании 40-летнего опыта изучения «повадок» подсоз

нания к такому выводу пришел доктор медицинских наук Василий Николаевич Касаткин. В картотеке этого ленинградского толкователя сновидений ныне скопилось свыше 47 ООО письменных отчетов и зарисовок карандашом, в которых зафиксированы причудливые сюжеты «ночного кино».

Признаюсь откровенно — я был далеко не первым и даже не сто первым желающим взглянуть на эту удивительную картотеку. Ведь она, можно сказать, единственная на всем земном шаре, ибо никто из ученых не коллекционировал с такой настойчивостью и последовательностью фантомы отдыхающего (казалось бы!) ночью мозга. Полностью зарисовки и отчеты из этой картотеки не уместились даже в три издания научной монографии Касаткина «Теория сновидений» (она выходила в ленинградском отделении издательства «Медицина» в 1967, 1972 и 1983 годах). Кстати, за четверть века Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП) по причине лени и бездарности его сотрудников не позаботилось о выпуске монографии за рубежом, что могло бы принести доход в валюте государству и дополнительный заработок автору. Ведь уже первое издание сразу же было переведено на английский язык и появилось в США, причем без какой-либо компенсации (наша страна тогда еще не присоединилась к международной конвенции по авторским правам). Доктору Касаткину прислали одобрительные отзывы на его труд видные психоневрологи разных стран: профессора К. Май-ер (Швейцария), С. Моннерт и Л. Шерток (Франция), Г. Элен-бергер (Канада). Но что до этого ВААП!

Какие же закономерности открыл ленинградский исследователь? Первое, с чего он начал,— это установление типов сновидений, которые указывают именно на болезнь, развившуюся или только подступающую. Ведь то, что мы обычно видим во сне, с болезнью скорее всего никак не связано, а отражает текущие человеческие заботы, эмоциональные переживания, неприятности и конфликты служебного или личного свойства. Иногда причиной

38

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Как делать зарисовки карандашом?
  2. Соотчет

Близкие к этой страницы