Техника - молодёжи 1989-11, страница 23

Техника - молодёжи 1989-11, страница 23

аналогичных импортных красок, а между тем нужда в противообрас-тающих средствах в ближайшее десятилетие возрастет втрое!

Напомним для обработки

подводной части площадью около 2 тыс. кв м судна среднего водоизмещения нужно примерно 700— 800 кг специальной краски. Это обеспечит экономию до 100 т недешевого топлива. Если предприятия химической промышленности дадут морякам 5 тыс. т такой краски в год, то они сэкономят 5—7 млн. т солярки (мы уж не говорим о сохраненной для страны валюте). Но

пока об этом можно только мечтать...

Больше того, промысловые суда Минрыбхоза почему-то вообще не защищают спецкрасками. По этой причине средний рыболовный траулер не добирает 15—20 т плановой рыбы, а вместо нее возит на корпусе ракушки и водоросли, а потом еще тратятся деньги на его внеочередную очистку.

Итак, из-за ведомственной разобщенности не налаживается выпуск компонентов лучших в мире красок, наши суда обрастают «бородами», теряют известную часть

полезной нагрузки, сжигают нелишнее топливо, чтобы только не выбиться из графика (за опоздания положено платить!). А государство вынуждено расходовать валюту не только на закупку красок, но и на очистку судов в иностранных портах.

Между тем острота проблемы с каждым годом усугубляется. И в первую очередь потому, что с недавних пор биологи и химики вынуждены вести войну на два фронта — оказывается, к морским «об-растателям» добавились пресноводные..

ПО РЕЦЕПТУ АРХИМЕДА

Античный ученый из Сиракуз, как известно, был механиком, а не ерачом. Тем не менее сегодня ему говорят спасибо многие пациенты кардиологических клиник.

Когда жительницу штата Мичиган Лору Кронг поразил инфаркт миокарда, сопровождавшийся так называемым кардиогенным шоком, у нее было мало шансов выжить. По оценкам специалистов, при этом заболевании выздоравливает один пациент из пяти. Однако сегодня молодая женщина жива и чувствует себя хорошо. Своим спасением она обязана гемонасосу — новому миниатюрному устройству, которое работает по принципу, предложенному еще в стародавние времена.

Обычно архимедов винт или шнек используется для подачи подземных вод на поверхность. Простой аппарат состоит из наполненного жидкостью цилиндра, в котором вращается вал с винтообразными выступами, поднимающий жидкость из нижней части цилиндра в верхнюю.

Доктор Ричард Вамплер, сотрудник частной медицинской фирмы, применил подобный принцип для создания устройства, перекачивающего кровь по артериям и венам человека. Гемо-насос представляет собой трубочку размерами с карандаш, внутри которой помещен миниатюрный шнек. Трубочка вставляется в катетер, который через бедренную вену вводится в кровеносную систему человека и проталкивается до левого желудочка — сердечной камеры, перекачивающей кровь. Лопасти винта приводятся в движение мотором, находящимся вне организма, и делают около 25 тыс. оборотов в минуту, что позволяет подавать в аорту до 3,5 л крови — примерно столько перекачивает здоровое сердце. Это приводит к уменьшению частоты сердечных сокращений до нормальных пределов.

— Перед тем, как моей жене поставили гемонасос,— вспоминает муж Ло

ры Кронг,— частота сокращений ее сердца составляла 190 ударов в минуту, и я просто сходил с ума, потому что не знал, чем все это кончится. Но, зайдя в ее палату в тот день, когда доктор Вамплер применил свое замечательное устройство, и взглянув на находящийся у кровати монитор, оценивающий состояние ее сердечнососудистой системы, я едва поверил своим глазам — все показатели работы сердца и легких были в пределах нормы...

Сейчас испытания гемонасоса проводятся в клинике университета штата Мичиган. Руководитель испытаний, доктор Николе полагает, что при своей работе новое устройство снижает нагрузку, приходящуюся на пораженную сердечную мышцу, и таким образом дает ей отдых. Гемонасос не должен долго находиться в теле пациента Это временное средство для восстановления миокарда. Например, в сердце Лоры Кронг насос проработал три дня, после чего был извлечен. В принципе, на опытах с животными было доказано, что его бесперебойная работа может продолжаться до двух недель. Однако практика показывает, что 3—6 дней вполне достаточно для восстановления функций пораженного сердца. После этого устройство извлекается из тела больного и лечение продолжается обычными лекарствами, пременяе-мыми для терапии кардиологических пациентов.

Клиника университета штата Мичиган — одно из трех американских лечебных учреждений, где проводятся испытания гемонасоса. На первом этапе здесь намечено провести 25 операций на больных, страдающих сердечной недостаточностью. Примерно та

кое же количество пациентов будет пользоваться гемонасосами и в двух других клиниках. Если испытания во всех трех лечебных учреждениях окажутся удачными. Федеральное ведомство по контролю за качеством пищевых продуктов и медикаментов США выдаст разрешение на широкое применение этого прибора.

21