Техника - молодёжи 1989-11, страница 24

Техника - молодёжи 1989-11, страница 24

*

N.

— Одно из упражнений, в результате которого человек может «зарядиться» энергией, состоит в следующем,— говорит Игна-

fj тенко.— Надо представить себе, как на кон-м чиках пальцев ваших рук накапливается энергия — такова подготовка Далее на вдохе следует «накапливать» энергию на «О кончиках пальцев, а на выдохе представить себе как она распространяется от них ■ до запястья вдоль всей кисти. При следую-m щем вдохе опять необходимо почувствовать J «накопление» энергии на кончиках пальцев,

а а при выдохе — ее распространение по руке до локтя. Новый вдох — и вновь "S нужно «накопить» энергию на кончиках па-~ льцев, новый выдох — энергия распростра-няется уже вдоль плеча до ключицы. И (О так далее Энергия должна «пройти» по ли-L_ Цу, по груди по всему телу, до самых Л кончиков пальцев ног. И вы почувствуете t V себя бодрым, освеженным. Желаю вам ус-Щ пехов в снятии усталости и обретения хорошего самочувствия. Тем же, кто заинтересуется дальнейшими упражнениями, могу порекомендовать книгу К. В. Динейки «10 уроков психофизической тренировки» М., «Физкультура и спорт» 1987 г.

Окрыляющая

необходимость феномена

Анатолий КАРТАШКИН,

кандидат технических наук, вице-президент Московского клуба фокусников

Здесь прошелся загадки таинственный ноготь...

Б. Пастернак

Если задаться вопросом бездонным н интригующим — о том, чем обуславливается смысловая рельефность фразы, то наиболее распространенным окажется, пожалуй, ответ следующий — все будет зависеть от того, когда и при каких обстоятельствах данная фраза была произнесена Мнение резонное и логичное, но — несправедливое. Точнее, не всегда справедливое. Встречаются фразы-уникумы, ведущие свою непостижимо-самостоятельную жизнь. Вот, к примеру, январь 1908 года, опера «Борис Годунов» Поет гениальный Шаляпин. А среди публики, завороженной его необычайным голосом, сидят художник-импрессионист Эдгар Дега и тонкий лирический поэт, а одновременно и блестящий аналитик искусства Поль Валери. В антракте взволнованный Валери пытается осмыслить, объяснить Дега природу творчества русского гения Таковы обстоятельства Теперь — фраза Она кладет конец спору, но произносит ее уже не Валери, а Дега:

— У вас серьезный недостаток — вы все хотите понять...

Удивительно глубокое выражение. Реплика, сразу и далеко уходящая от обстоятельств, сопровождавших ее рождение. Не житейский ли отблеск-аналог грядущего «соотношения неопределенностей», которое Гейзенберг отыщет 19 лет спустя и которое приведет к перевороту в квантовой механи ке? Фраза-феномен. Напоенная пара

доксальностью, как и любая незаурядность. Взгляните.

Неужели желание все понять — в самом деле серьезный изъян? Не отказаться ли вообще от стремления к познанию? Вот ведь к какому абсурду может привести грубо прямолинейное понимание! А Дега — профессионал не графики, но нюансов светотени, властитель переливов настроения, колыхания цветов в живописном изображении, и он прекрасно знал, что говорил. Нет, это не нелепость. Это - парадокс. Подлинная диалектика, как известно, начинается именно с появления антитезиса. В любом случае. Даже в выходящем из ряда обыденности.

Мой приятель Алексей, никогда прежде не бывавший в Третьяковской галерее, рассказывал:

— Это началось с легких вибраций. В одном из залов я почувствовал начинающуюся дрожь — будто подул ветерок. Шагнул вперед - она усилилась. Я оглянулся — все чинно, спокойно. Висят картины, прохаживаются люди. А меня лихорадит. Уйти? Остаться? И я решился — пошел навстречу неизвестному. Туда, где колотит сильнее н сильнее. Пересек примерно залов пять и оказался перед «Явлением Христа на роду» — огромной картиной, написанной Александром Ивановым Меня трясло. Я с трудом справлялся с собой, но не уходил. Ждал. Постепенно все

стихло — видимо, во мне что-то наполнилось...

Алексей работает на одиом из подмосковных предприятий и прямого отношения к искусству не имеет. Но зритель он благодарный — вдумчивый и искренний.

— Сработал, видимо, «эффект новичка». Ожидание, торжественность обстановки, подспудная взволнованность. Я знаю — если я приду еще раз, такого уже не будет. Неожиданность пропала. Но я рад, что познакомился с этим феноменом

Феномен — слово греческое. Буквально означает «являющееся», и это, пожалуй, вносит известную неопределенность, ибо открывается простор для истолкования широчайшего. Однако чаще всего ему все-таки придается смысл «редкое, исключительное, необычайное явление». Если отыщется верная разгадка такому явлению, оио утратит правб называться феноменом и перейдет в разряд событий пусть непривычных, но расшифрованных. Но оно может и сохранить статус феномена. Если предложенное объяснение окажется неправильным.

— Будучи иа гастролях в Томске, я побывал на выставке молодых художников,— говорит эстрадный артист Альберт Игнатеико.— Огромный вернисаж, несколько сот полотен. А запомнилось всего три или четыре — те, где вдохно

22