Техника - молодёжи 1990-05, страница 9

Техника - молодёжи 1990-05, страница 9

Прицел для... слепого

«...Семь манекенов в рост человека стояли широким неправильным полукругом. Неожиданно шевельнулся один из них, помеченный большой белой тройкой.

Мартин молниеносно отреагировал на движение и выстрелил. На голове манекена загорелась красная лампочка — попадание. Тут шевельнулись единица и шестерка. Затрещали выстрелы.

— Как дела?

— Отлично, товарищ полковник. У парня феноменальная ориентация...»

Постоянные читатели «ТМ», наверное, вспомнят, откуда взята эта цитата. В 1986 году журнал печатал фантастическую повесть чехословацкого писателя Неффа «Белая трость калибра 7,62», главным героем которой был каскадер Мартин Данеш. Слепой от рождения, благодаря постоянным тренировкам он приобрел нечто вроде шестого чувства, позволявшего ему безошибочно ориентироваться в прост-

Имен но так советовала инструкция, прилагаемая к самолету Ли-2, в случае необходимости демонтировать крепление хвостового колеса-дутика. Опытные же механики, прошедшие войну, вспоминали: лупить кувалдой надо было изо всех сил.

Работягу Ли-2 в небе уже не увидишь. А вот «уровень кувалды» даже в весьма ответственных работах сохраняется по сей день, хотя даже в странах «третьего мира» разного рода «авось» заменили приборы.

Возьмем, к примеру, контроль за состоянием самолетной обшивки. Поскольку опыт железнодорожников, по стуку определяющих состояние букс, здесь применить постеснялись (кувалдой ведь обшивку недолго и насквозь просадить),то операция проводится «на глазок» в буквальном смысле слова. Ходят механики под самолетом или по его плоскостям и высматривают... микротрещины. Эффективен такой контроль? Судите сами: самолет средних размеров имеет около 10 тыс. заклепок. Смогут ли механики проверить состояние каждой во время короткого межрейсового осмотра?

Правда, в поисках микротрещин, особенно в укромных уголках, можно использовать специальные дефектоскопические средства. Существуют, к примеру, приборы, посылающие по обшивке электрические импульсы и прослеживающие их путь. Отклонение от нормальной траектории указывает на на-

ранстве. Что это — досужая выдумка, не имеющая реальной почвы? Отнюдь...

Как сообщила недавно английская газета «Дейли телеграф», в Ноттингем-ском университете разработана система, позволяющая добиваться весьма неплохих результатов даже слепому стрелку. Она включает в себя инфракрасные передатчик и приемник трубчатой конструкции, которые устанавливаются на стволе оружия. Отраженные от мишени сигналы поступают в приемник и преобразуют в звук, громкость которого увеличивается по мере того, как стрелок наводит ствол в центр мишени.

Испытания показали, что при некоторой тренировке слепые стреляют даже лучше зрячих. Необычным приспособлением, естественно, заинтересовались военные, поскольку оно позволяет вести прицельную стрельбу и в полной темноте.

личие трещин. В другом варианте вместо электрических импульсов используется ультразвук: посылается импульс и анализируется полученное эхо. Однако расшифровка подобных тестов, как правило, непроста, что к каждому прибору впору прикладывать кандидата наук. Да и времени такой контроль требует не меньше, а еще больше, чем визуальный.

Поэтому для повышения эффективности дефектоскопов во всем мире разрабатываются автоматические варианты этих устройств. Например, калифорнийская фирма «Фелер электроскоп» создала компактный ультразвуковой датчик, сопряженный с микроЭВМ. Механик проводит щупом над той же заклепкой, а компьютер сразу же выдает сигнал, если обнаружит непорядок.

Но и такой метод позволяет контролировать на практике лишь небольшие участки фюзеляжа — на весь самолет просто не хватает времени. Поэтому, скажем, специалисты НАСА предлагают использовать в гражданской авиации те системы контроля, которые они используют при запусках ракет.

С помощью одной из таких систем предполагается нагревать (или охлаждать) испытываемый объект. Так, нагрев всего на 5° позволяет по количественному разбросу показаний термопар судить об ослаблении связей в обшивке: где температура ниже, там, значит, контакт ослаблен. А охлаждение до температуры минус 40 существенно по

нижает прочность материала. И если простучать подозрительный участок не то чтоб кувалдой — просто кулаком, хрупкий участок может разрушиться.

Однако, спрашивается, сколько будет стоить нагрев или охлаждение самолета?.. Среднеазиатская жара или сибирские морозы стоят далеко не всюду и не всегда. Поэтому специалисты продолжают свои поиски.

Особо опасным синдромом самолетной старости является коррозия — разрушение алюминия при взаимодействии с агрессивными составляющими атмосферы. Кислотные дожди и смог, как и химикалии, просачивающиеся из санузлов и багажных отсеков авиалайнера, весьма сокращают срок службы его обшивки. Как показывают эксперименты, скорость разрастания трещин под действием коррозии повышается в 5 раз!

Чтобы правильно оценить опасность, американские дефектоскоп исты, к примеру, начинают применять потоки ионов. При бомбардировке испытуемой поверхности оценивается количество водорода — побочного продукта реакций коррозии. В лабораторных условиях установка, аналогичная по принципу действия компьютерному томографу, позволяет обнаружить даже крошечные — диаметром в 0,01 мм — участки коррозии. Но стоит такой аппарат 26 млн. долларов, излучает опасную радиацию... Да и попробуйте запихнуть в него современный лайнер!

Поэтому более рациональным способом большинство специалистов считает тензометрию. Еще при заводской сборке на потенциально уязвимые участки — скажем, на стыки фюзеляжа с крыльями — наклеивают тензодатчики. Бортовой компьютер записывает передаваемую ими информацию на магнитные диски, которые и анализируются аэродромными службами.

Еще один потенциальный способ — рассматривать обшивку не визуально, а с помощью системы тончайших волоконных световодов. Закладываемые в обшивку на стадии изготовления материала, они будут точнейшим образом фиксировать все ее микроперемещения. Правда, как считают технологи, волоконные световоды лучше внедрять в структуры композиционных материалов, а не в нынешнюю, на основе алюминия, обшивку.

И, наконец, последняя методика, которую, наверное, стоит упомянуть здесь,— прослушивание обшивки. Как показывают исследования, проведенные сотрудниками Балтиморского университета имени Дж. Гопкинса, на обшивке можно разместить множество миниатюрных микрофонов, которые, словно крошечные стетоскопы, все время будут прослушивать самолет: не раздастся ли где-то предательский треск? Такие микрофоны, в 500 раз более чувствительные, чем ухо, в конце концов, наверное, и положат конец «технологии кувалды».

7

«Легко постукивая кувалдой,..»

I