Техника - молодёжи 1990-12, страница 61

Техника - молодёжи 1990-12, страница 61

Ревизия

t

Новое решение старой; задачи

Три мудреца не моглн решить, кто нз ннх самый мудрый. Помог нм случайный прохожий. Он достал из мешка пять колпаков, три белых н два черных, н сказал, что мудрейшим будет объявлен тот, кто первым отгадает, какого цвета на нем колпак. Затем посадил спорщиков друг против друга, завязал им глаза, надел по колпаку и разрешил снять повязки.

Долго думали мудрецы, наконец один из иих воскликнул: «На мне белый колпак!» Традиционный ответ на эту старинную задачу таков. Мудрец рассуждал: «Я вижу перед собой два белых колпака. Допустим, на мне черный колпак. Тогда любой нз моих соперников должен рассуждать: «Передо мной черный н белый колпакн. Еслн на мне также черный, то сопернику в белом колпаке уже не стонт никакого труда решить задачу». Но никто нз них все еще не догадывается о цвете своего колпака. Следовательно, на мне белый колпак». Если же принять во внимание варианты с начальным «допустим, на мне белый колпак», ход рассуждений существенно удлиняется.

Ответ оказался правильным, но для нас сейчас важно, что мудрейший из мудрецов долго думал. А все потому, что ие был знаком с современными методами системного анализа и эвристическими приемами решения задач.

Системный подход требует учета всех обстоятельств, сопровождающих решение задачи.

Мудрец рассуждал только за своих соперников, тогда как участников игры было четверо, включая прохожего. За него также следовало порассуждать и, как мы увидим, этот вариант быстрее всего вел к цели.

Эвристические методы не гарантируют правильного ответа, но позволяют экономить время, потребное на решение задачи, при достаточно большой вероятности получения результата, близкого к оптимальному.

Современный мудрец мог бы рассуждать так: «Судья должен быть человеком беспристрастным. Тогда он постарается поставить нас в равные условия. Но это возможно сделать только одним способом: надеть на нас по белому колпаку. Допустим, однако, что он не таков. Но не настолько же глуп, чтобы надеть два черных колпака, подсказав третьему очевидный ответ. Отбросим этот вариант как маловероятный. Вариант использования одного черного колпака оценим вероятностью в одну вторую. А вероятность того, что именно на меня он надет, равняется одной трети. Следовательно, с вероятностью не менее пяти шестых на мне должен быть белый колпак».

Причем этот анализ мог быть проведен н с завязанными глазами. Правда, оставалась вероятность ошибиться. Но не было ли ее н при традиционном ответе? Ведь рассуждения древнего мудреца справедливы прн условии, что у его соперников определенный уровень рассудочных способностей. А поскольку далеко не всегда человек, прослывший или выдающий себя за мудреца, является таковым на самом деле, вероятность ошибки сохраняется н в этом слу-

А. КОНОВАЛОВ, г. Ижевск профессор

Читая классиков

Фамилия «Левши»

В первом издании своего «Левшн» Н. С. Лесков имел неосторожность заявить, что основой для этого рассказа послужила история, поведанная ему одним старым тульским оружейником. Такое чистосердечное признание дало повод некоторым рецензентам умалить роль Николая Семеновича в создании бессмертного «Левшн», сведя ее к «простому стенографированию». Столь примитивное толкование литературного творчества возмутило писателя, и в 1882 году со страниц «Нового времени» он дал отповедь горе-критикам, в которой, в частности, заявил: «Я весь этот рассказ сочинил в мае прошлого года, и Левша есть лнцо, мною выдуманное». И тем не менее реальная основа у лесковского «Сказа» была...

В начале 1900-х годов полковник С. А. Зыбнн обнаружил в архиве Тульского оружейного завода дело об отправлении в Англию двух оружейников — Алексея Сурнина и Якова Леонтьева. Это было приказание светлейшего князя Г. Потемкина, имевшего в виду их усовершенствование по части изготовления художественных металлических изделий. Но когда в ноябре 1785 года командированные прибыли в Лондон, русский посол С. Воронцов решил переориентировать их на изучение английских методов производства оружия. С большим трудом Сурнина удалось устроить в ученнкн к «первому оружейному мастеру» Г. Ноку, а Леонтьева — к его компаньону Д. Эггу.

Одаренность н трудолюбие Сурнина завоевали ему полное доверие Нока, который, не таясь, сообщал своему подопечному все «тайны своего художества». За шесть лет учения талантливый туляк достиг такой высокой квалификации, что мог зарабатывать баснословную по тем време-

Досье эрудита

Благодаря дальновидности Менделеева...

В 1890 году Морское министерство выделило Д. И. Менделееву 1,5 млн. рублей на разработку пушечного бездымного пороха. Дмитрий Иванович ухитрился изобрести свой знаменитый пироколлодийный порох, уложившись всего в полмиллиона. И когда стал вопрос, на что истратить оставшееся, Менделеев посоветовал министру Н. Чи-хачеву построить опытовый бассейн для модельных испытаний, которые, по его словам, позволили бы избежать «многих переделок н ошибок в проектировании кораблей, в уменьшении расходов на топливо судов и т. д.». Чихачев согласился, и в конце 1891 года в Хаслар, где был опытовый бассейн британского флота, командировали корабельного инженера А. Грехнева, под руководством которого спустя два года н соорудили первый в России опытовый бассейн. Таким образом, благодаря дальновидности Менделеева наш флот получил ценное исследовательское учреждение гораздо раньше, чем флоты многих других стран.

В самом деле, английский инженер В. Фруд (1810—1879) построил для британского флота первый в мире опытовый бассейн в 1872 году. Он находился в городке Торкей рядом с его домом на арендованной земле. В 1886 году срок аренды нстек, сооружение разобрали, канал засыпали землей и участок возвратили

нам сумму в 200 фунтов стерлингов в год. Авторитет его среди английских коллег был столь высок, что ему предлагали жениться на англичанке н навсегда связать свою жнзнь с туманным Альбионом. О том, что опасность подобного соблазна была вполне реальной, говорит пример Леонтьева, который через несколько лет сбежал от своего мастера и затерялся на чужбине.

В 179J году Сурнин отправился на родину с письмом, в котором Воронцов просил Потемкина использовать мастера так, чтобы он мог «производить в действие приобретенные в Англии знания», благодаря которым «русская армия получит таковые выгоды в поправлении приборов для ружей, карабинов, винтовок и пистолетов, каковых ни за какие деньги купить нельзя».

Рекомендации посла были учтены: в 1794 году рескриптом Екатерины II Сурннн был определен «мастером оружейного дела и надзирателем всего, до

владельцу в первозданном виде. Все же оборудование бассейна не выкинули, а перевезли в Хаслар. Однако открывшийся там адмиралтейский бассейн был уже третьим по счету, поскольку в 1884 году частная судостроительная фирма братьев Деннн построила для своих нужд опытовый бассейн в Думбартоне (Англия). Четвертым — и первым иа Европейском континенте — стал опытовый бассейн итальянского флота в Спецни, сооруженный в 1889 году. А пятым, в 1893 году,— бассейн в Петербурге.

neeftni /fCfHt ук i 1 е/н/палим бассс&к.

В результате «отсталая» Россия в деле научной постановки кораблестроения опередила такие страны, как США, Германия, Франция. Действительно, Вашингтонский адмиралтейский бассейн был сооружен лишь в 1899 году, Прусский адмиралтейский (в Берлине) — в 1902 году, Французский адмиралтейский (в Париже) — в 1906-м, частный бассейн японской фирмы Мицубнсн — в 1907-м...

Г. СМИРНОВ, инженер

дела оружия касающегося». И в 1798 году, когда перед русской оружейной промышленностью была поставлена задача достичь взаимозаменяемости деталей, она легла на плечи блестяще подготовленного человека. Именно Сурннн возглавил разработку производственного процесса, который позволил изготовлять все детали «с таковою аккуратностью, что все части одного оружия ко всем прочим подходить могли».

Столь выдающееся достижение было отмечено правительством: в 1806 году Сурнн-ну в «награду отличных трудов н ревности к службе» была пожалована 1000 рублей. И в этом судьба его счастливо отличается от участи горемыки Левши. Но жнзнь Сурнина оказалась короткой: он умер в 1811 году, накануне Отечественной войны, в возрасте всего сорока четырех лет...

Г. ВЛАДИМИРОВ,

инженер