Техника - молодёжи 1991-02, страница 9

Техника - молодёжи 1991-02, страница 9

алмаза —из сырья, закупленного в 1989 году, в Израиле могли сделать бриллиантов на 10 млрд. долл. Получается 8 млрд. дохода. Если даже половина уйдет на всевозможные расходы, остается 4 млрд. прибыли! Куда же они девались, эти миллиарды? Собственно, бриллианты на такую сумму необязательно было реализо-вывать в том же 1989 году, под них можно просто взять займы, которые составят большую часть государственного дохода «земли обетованной». Для сравнения: одна из самых прибыльных статей дохода Израиля — торговля оружием—дает примерно 400 млн. долл., туризм —200, продажа цитрусовых — 175. Хочешь — не хочешь, напрашивается мысль, что уже три десятилетия наши алмазы укрепляют бюджет Израиля, косвенно участвуют в развитии его военно-промышленного комплекса... при всем сочувствии нашем к арабам.

О том, что наше гранильное производство искусственно сдерживается, уже упоминалось. А вот конкретный факт, подтверждающий это. Мы используем технологию, по которой вес конечного продукта составляет лишь 30—32% от исходного сырья. В Израиле — 50—52%. Интересно, что в 1974 году группа огранщиков смоленского завода «Кристалл» Минприбора разработала новый способ, дающий 52—54%. Казалось бы, новаторам надо оказать поддержку, как минимум —поблагодарить. Однако руководителя группы А. И. Герцена в 1979 году с предприятия... уволили!

...В апреле 1990 года представитель КПК при ЦК КПСС обвинил руководителей Государственного хранилища ценностей (Гохрана) СССР в разбазаривании народного достояния. Партийный контролер «вскрыл факты» совместных действий скандально известного кооператива АНТ и Гохрана, начальник которого Евгений Бычков «вторгся в сферу особых правительственных прерогатив».

Напомним, Гохран был создан в 1920 году для учета, приема и выдачи государственных ценностей, контроля отраслей, использующих драгметаллы в своем производстве. Специалисты Гохрана неоднократно указывали на то, что бриллиантами торговать выгод

нее, чем алмазным сырьем. В 1989 году экспериментальная гранильная мастерская Гохрана, созданная по постановлению правительства, изготовила партию бриллиантов Совет Министров поддержал также инициативу Моссовета учредить при участии Гохрана и бельгийских фирм совместное предприятие по огранке алмазов. В Главалмаззолоте это восприняли, мягко говоря, без энтузиазма. Начни Гохран продавать бриллианты — откроется несостоятельность нынешней политики алмазного экспорта. Да и вообще —что скажет «Де Бирс»? Теперь нетрудно понять, кто стимулировал скандал вокруг «самовольных действий» Гохрана.

Гохран все же прощупал рынок, реализовав за рубежом партию ювелирных алмазов — ее объем санкционировало союзное правительство. Они были проданы на 17% (по некоторым данным на 30%) дороже расчетных цен компании «Сити» (филиала «Де Бирс») — в государственную казну дополнительно поступило более 7 млн. долларов.

Но, по сообщениям западной печати, Гохран потерял на этой сделке 22 млн. долларов, продав алмазы все еще ниже текущих мировых цен! Одновременно в зарубежной прессе промелькнула информация, что «Де Бирс» приобрел большую партию крупнока-ратных алмазов, минуя ЦСО! Можно предположить, что фирма через посредников скупила гохра-новский товар. Если это действительно так, то вот уж поистине все дороги ведут в «Де Бирс»! Так что алмазами торговать посложнее, чем нефтью или бревнами. Но давайте все же не забывать, что продавцами были не сами работники Гохрана, они действовали через нашумевший недавно АНТ.

Почему же Гохран прибегнул к его помощи? Во-первых, пожалуй, потому, что АНТ был утвержден весьма уважаемыми инстанциями, как раз для подобных операций, а во-вторых (процитируем Евгения Бычкова —«Известия», 1990, № 131): «Приходилось отводить от себя внимание ревниво следившего за каждым нашим шагом Главалмаззолота, избегать огласки продажи алмазов Гохраном».

Какие же мысли навевает все, что мы узнали? Вроде бы, если хотим получать больше прибыли, надо выходить из-под власти монополиста. Но тогда нам никто не гарантирует стабильность рынка, выгодных покупателей, хорошие (с нашей точки зрения) цены. Потянем ли? Ведь бороться придется отчаянно. А чтобы побеждать, нужен надежный тыл — мощная экономика, конкурентоспособные товары, сытый народ, наконец. Этого у нас сейчас и близко нету. Выходит, «Де Бирс» —синица в руках? По ее милости хоть что-то за свои алмазы получим?

Но ведь было уже в нашей истории такое не раз: чтобы провести индустриализацию, распродали за бесценок национальные драгоценности «друзьям молодого советского государства» типа А. Хаммера. И теперь в Вашингтонской галерее есть сокровища из Эрмитажа. Тракторы «Фордзо-ны», за которые плачено полотнами великих мастеров, давно сгнили, а Рафаэль, Рембрандт, Боттичелли, Ван Эйк висят... но не у нас. И каждая картина в отдельности всех «Фордзонов» дороже. А сколько заемов в последнее время получаем, в какие долги влезли? Стало ли жить лучше? Прибавилось ли чего на столе? В какую прорву все валится? И с архангельскими алмазами может так случиться — выпотрошим землю, и как сидели у разбитого корыта, так и останемся.

Сейчас Российский парламент ребром ставит вопрос о делении общесоюзных ценностей, в том числе алмазов. Модно сегодня заниматься переделом дырявого отечественного кошелька. Но известно, сколько ни переливай из стакана в стакан двести граммов жидкости, станет ее не больше, а меньше: часть на испарение уйдет, часть, так сказать, прилипнет к стенкам. Как бы, перетаскивая из рук в руки синицу, не упустить алмазного журавля, к радости наших так называемых «малых предприятий» и международных Шейлоков. Нет, при нынешней самоедской системе не помогут нам проданные по дешевке алмазы. Так, может, и не трогать их, пусть лежат, пока не обустроим общество по нормальным, человеческим законам?

7