Техника - молодёжи 1991-12, страница 20

Техника - молодёжи 1991-12, страница 20

«Шансов было очень мало, но барон Толль был человеком, верившим в свою звезду, и потому пошел на это предприятие». Может, тогда и родились строчки известного романса?..

В начале августа «Заря» сделала первую неудачную попытку выйти в море. Но сильный ветер нагнал лед в лагуну, и яхта повредила корпус. 21 августа «Заря» снова вышла в море. Обогнуть Котельный с севера не удалось. Там стояло непроходимое ледовое поле* Матисен принял единственно верное решение. Яхта обошла остров с юга, но застряла в торосах. Когда в бункерах осталось только 8 тонн угля, капитан приказал развернуть судно. В начале сентября «Заря» бросила якорь в бухте Тикси.

Профессор В.Визе позже говорил, что приказ Матисена стоил жизни Толлю и его спутникам. Однако, по логике вещей, другого выхода у молодого капитана «Зари» не было. В Петербург полярная экспедиция прибыла без своего руководителя.

Судьбе барона Толля было посвящено специальное заседание Академии наук. Председатель академии великий князь Константин Романов отклонил предложение Макарова пробиваться к острову Беннетта на «Ермаке». Решено было снова отправить на поиски «Зарю».

«Как* командир корабля, — заявил на заседании Матисен, — я не могу противиться приказу. Однако предупреждаю, в трюмах «Зари» течь, корпус требует капитального ремонта. В таких условиях отправлять яхту во льды —значит заранее обречь спасателей на неудачу, если не гибель».

Выход из безнадежного положения предложил гидрограф экспедиции. «Можно снять с «Зари» китобойный вельбот, — сказал Колчак, — затем по льду доставить на Котельный, оттуда на веслах идти до Беннетта через открытую воду. Я понимаю, что это предложение такого же порядка, что и авантюра барона Толля, но другого выхода, по моему убеждению, нет».

Плыть с Колчаком согласились боцман Бегичев и матрос Желез-ников. Старый проводник Толля Джергели нашел четверых каюров, помог купить полторы сотни ездовых собак. В середине апреля

Александр Васильевич Колчак.

1903 года спасательная экспедиция прибыла в Тикси и сняла вельбот с «Зари».

Через месяц 36-пудовую шлюпку на двух нартах, прорубаясь через торосы, удалось перетащить на Новосибирские острова. Друг Колчака, политический ссыльный Оленин взялся отвести собак на материк, остальные остались на Котельном ждать вскрытия моря.

Будущий адмирал был все-таки больше ученым и офицером, нежели писателем. Скупые строки отчетов в академических архивах не могут передать всей тяжести возложенной на отряд задачи. К счастью, рядом с Колчаком находился Бегичев. Бравый боцман, оптимист по натуре, скрупулезно отмечал все тяготы и лишения, выпавшие на долю спасателей. После штормов, холода и мокрого снега больше всего возмущал Бегичева «либхский экстракт», концентрированный немецкий бульон, четвертьфунтовые банки которого Колчаку подсунули в Якутске.

«Все время шел снег и стоял туман. Мы шли двенадцать часов, зашли в раздробленный лед. Ничего не видно. Сильно уставшие, голодные и промокшие, мы решили ночевать на высокой льдине, стоявшей на мели. Пристали к ней, вельбот втащили, поставили

палатку. На примусе сварили часть овсянки и бульон. Но эта дребедень не идет никому в горло»,— описывает Никифор обычный день экспедиции.

Пару раз боцман просто спасал всех от голодной смерти, меткими 'выстрелами добывая оленей. Но вот наконец мыс Высокий, с которого моряки увидели белые вершины острова Беннетта. В отличие от прошлого года, когда океан был забит непроходимыми льдами, сейчас до самого берега блестело зеркало воды.

Молодой руководитель отряда, по словам Бегичева, был смущен открывшейся картиной. Выйти на шлюпке в открытый океан казалось делом невозможным. Опасения офицера можно понять, он отвечал не только за себя, но и за весь отряд.

• То, что Бегичев принял за минутную слабость, на самом деле было расчетом. Взвесив «за» и «против», Колчак приказал: «Вперед!»

Первые двенадцать часов непрерывной гребли прошли спокойно. Заметив большую льдину, которую сильным ветром гнало на север, экспедиция высадилась на нее. Втащили вельбот, поставили палатку. «На казенный счет едем», — радовались Бегичев и Железников. Но длилось это недолго. Ночью Колчак проснулся от того, что боцман тряс его за плечо: «Ваше благородие, Александр Василич, вставай, тонем!» Льдина развалилась пополам, и вельбот уже съехал в воду.

Снова потянулись длинные часы на веслах. Почти сутки без отдыха. Но вот позади цепь торосов, и вельбот пристал к узкой полоске берега — острову Беннетта. Почти сразу Железников увидел сверкнувший на солнце металлический предмет — крышку алюминиевого котелка. Значит, партия Толля до острова добралась.

Скоро заметили и другие следы. На берегу лежали несколько ящиков с геологическими коллекциями, а в маленькой избушке, наполовину засыпанной снегом, нашли приборы и пакет, адресованный Академии наук. Но самого Толля и его спутников на Беннетте уже не было. Они ушли с острова в конце октября прошлого года.

Только крайняя необходимость, считал Колчак, могла заставить

18

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Вельбот

Близкие к этой страницы