Техника - молодёжи 1992-01-02, страница 14

Техника - молодёжи 1992-01-02, страница 14
Русские космисты

Разум Вселенной

Первым был американец Фрэнсис Дрейк. Он зондировал радиоизлучения от звезд May Кита и эпсилон Эридана в поисках сигналов инопланетян. Только в нашей Галактике должно присутствовать около десятка тысяч планет земного типа.

Так началась реализация одного из грандиознейших проектов в истории человечества: поиск контактов с другими разумными существами, обитающими во Вселенной.В нашей стране этим занимался И.С.Шкловский, а в США —К.Саган. Стали появляться соответствующие научные исследования: Р.Фирсова («Жизнь вне Земли»), У.Салливана («Мы не одни»), сборник советских авторов «Внеземные цивилизации», монография Д.Голдсмита и Т.Оуэна «Поиски жизни во Вселенной». Со временем оптимизм искателей космических контактов пошел на убыль. Теоретические выкладки не подтверждались на практике. Все уверенней стали раздаваться голоса скептиков, предлагающих прекратить это бесполезное и недешевое занятие.

Сравнительно недавно Д.Голд-смит и Т.Оуэн писали: «Мы попытались ответить на следующие вопросы. Как и где можно надеяться обнаружить во Вселенной живых существ, подобных нам? Содержит ли наша Галактика миллионы более развитых цивилизаций, чем наша?Или в ней в лучшем случае есть лишь несколько планет с относительно простыми формами жизни?»

Подобные вопросы наводят на грустные размышления. Ученые заранее предполагают, что разумные обитатели иных миров подобны нам. Похоже на удручающе однотипные и слишком сомнительные сообщения о пришельцах-гуманоидах в летающих тарелках. Словно воображение «очевидцев» глухо ограничено несколькими сюжетами научно-фантастических произведений. Словно действительно помимо человекоподобных существ ничего разумного во Вселенной быть не может.

Но если так, то складывается беспросветный образ Мироздания. И пусть даже мы —не одни. Пусть где-то в невообразимых далях теплятся робкие очаги жизни или присутствуют инопланетные цивилизации. Эти жалкие искорки жизни и разума лишь еще отчетливей подчеркивают

12

мертвенность бескрайней космической пустыни, где в бесцельных хороводах кружатся сгустки мертвой материи. Мимолетная жизнь каждого из нас, да и всего человечества, означает для этого мира не более чем нелепые случайности. Правда, кого-то согревает фантастическая надежда на то, что разумная жизнь от Земли начнет распространяться по всей Вселенной, вовлекая в свою сферу новые планеты, звездные системы, галактики. Мечта? Не только. Уже сделаны первые шаги в этом направлении.

Что и говорить, технические успехи на пути освоения космоса колоссальны: экспедиции на Луну, исследования—в упор!—планет Солнечной системы. Однако следует помнить, что грандиозными видятся эти успехи при взгляде с Земли, для привычных нам масштабов пространства-времени. А что значит одна планета или даже вся Солнечная система во Вселенной?Ничтожные пылинки, затерянные в немыслимых космических вихрях.

Не пора ли человечеству смиренно признать, что биологическому виду Homo sapiens уготована судьба всех высших животных: пройти печальный путь от расцвета к вымиранию. И современная техническая цивилизация разделит судьбу своих предшественниц, оставивших после себя лишь руины и пустыни. Так в чем же смысл подобных проявлений жизни и разума во Вселенной? Мыслителей, которые рассуждали о космической сути бытия человека, обычно называют космистами. Среди них — представители разных эпох, стран и народов: философы, ученые, инженеры, теологи, писатели, художники... Большинство из них признавали живую, разумную Вселенную. Одним из первых философов-космистов был Платон.

Ньютон, веря в Бога, в высший Разум, пронизывающий мироздание, одновременно создал научную теорию механизма Вселенной, работающего согласно закону всемирного тяготения. В дальнейшем ученые постарались вовсе отказаться от «гипотезы Бога» (выражение Лапласа), а заодно и от представлений о живой и разумной Вселенной. Лишенная духовного начала машина мира оказалась бессмысленной, чуждой живому, дерзновенно творящему человеку.

Сейчас, в конце бурного и противоречивого XX века, возрождается интерес к идеям космистов. Возможно, тут сказывается некоторое разочарование после неудачных поисков инопланетных цивилизаций и попыток выйти на связь с ними. Да и научная мысль предлагает удивительно мало оригинальных свежих идей, по-новому раскрывающих смысл эволюции жизни и развития цивилизации, бытия и смерти человека. Необычайные успехи технического прогресса отодвинули на второй план проявления интеллектуальной жизни. И чтобы восстановить баланс духовных и материальных интересов (потребностей), приходится возвращаться к культуре прошлого. А среди этих богатств немалую и непреходящую ценность представляют искания и достижения космистов.

Цикл наших статей будет посвящен русским космистам. Не потому, что они выражали какой-то особый национальный дух, резко вырываясь из контекста европейской и мировой культуры. Как бы ни были существенны национальные особенности, в изоляции они обречены на вырождение.

Будем помнить, что космистами были не только Н.Федоров или К.Циолковский, но и Э.Ренан, Г.Лот-це, И.Гердер, Николай Кузанский, Джордано Бруно и многие другие. Однако путь к высшим достижениям мировой культуры лежит через освоение культуры отечественной. Поэтому нас прежде всего будут интересовать взгляды русских космистов. Тем более что некоторым из них удалось одолеть высочайшие интеллектуальные вершины. К тому же это течение научно-философской мысли в конце прошлого — начале нынешнего веков с особенной полнотой и силой проявилось именно в России.

Наш цикл предполагает регулярные публикации очерков, посвященных отдельным мыслителям, в течение1992 — 1993 годов. Мы постараемся в идеях признанных русских космистов (Вл. Соловьев,В.Вернадский, А.Чижевский и др.) осмыслить нечто новое или спорное, о чем редко упоминают исследователи. Некоторые неожиданные грани космизма откроются в связи с именами Ф.Достоевского, П.Кропоткина, М.Ломоносова. Наконец, обратимся мы и к творчеству малоизвестных или забытых мыслителей: В.Карпова, А.Фаминцына, И.Виноградова.