Техника - молодёжи 1992-05-07, страница 65

Техника - молодёжи 1992-05-07, страница 65

К 3-й стр.обложки

Евгений КОЧНЕВ,

инженер

Дабы не сбиться с верного пути

На старинных дорогах и караванных путях было принято через равные промежутки укладывать кучи камней, которые не столько указывали расстояние, сколько обозначали саму дорогу, длину которой обычно определяли числом шагов. Только с II - III веков до н.э. римляне первыми ввели моду на стандартные каменные миллиариумы, служившие для точного отсчета проделанного или предстоящего пути. Кстати, само название «мили» произошло от древнеримского термина «милле пассиум», что можно перевести как «тысяча шагов», а точнее, тысяча двойных шагов императорских гонцов. Если посчитать один шаг равным 74 см, то римская миля будет составлять 1480 м. Собственно, расстояния римляне обозначали круглыми столбами диаметром 40 - 100 см, высотой 1,25 — 3,63 м, которые вытачивали из цельного куска камня. При этом в пределах городов применяли изготовленные из красного, зеленого мрамора или черного гранита. Самым известным был «миллиа-риум аурениум» («золотая миля»), установленная 2 тыс. лет назад близ резиденции императора Августа. Ее сделали из позолоченной бронзы, увенчав небольшим золотым шаром.

В Киевской Руси дороги помечали особыми знаками в виде каменных крестов и придорожных камней с указующими надписями (1) типа: «Направо пойдешь... Налево пойдешь... Прямо пойдешь...» Помните картину В.М.Васнецова «Витязь на распутье», навеянную этими вешками?

В средние века в городах Западной Европы на главной, сиречь базарной, площади воздвигали каменные колонны и от них вели отсчет пути. Члены мэрий и муниципалитетов считали за великую честь, когда их имена увековечивали на таких сооружениях. И сейчас нет-нет да и встретишь подобные памятники сугубо утилитарного назначения. Один из них, датированный 1151 г., я увидел в небольшом польском городе Конин (2). Время не пощадило надписи, но все же можно разобрать, что «этот дорожный знак точно указывает место на рыночной площади, от которого начинается дорога до Калиша. Установлен по приказу Петра, воеводы местного, чтобы указывал он с точностью дорогу и чтобы каждый путник чтил его память в неустанных молитвах Господу Богу».

В России первые казенные дорожные указатели ввели в 1589 г. при царе Федоре Ивановиче, когда «Судебником» предписывали наладить ямскую перевозку почты, а землевладельцам повелевалось ставить на трактах вехи «до тех мест, чья земля имеет». В середине XVI века, когда царь Алексей

Михайлович возвел свою загородную резиденцию в подмосковном селе Коломенском, от него до столичной Калужской заставы установили двухсаженные резные колонны с двуглавым орлом на вершине. От этих четырехметровых вешек и пошло известное выражение «коломенская верста», применительное к человеку изрядного роста. Ныне один из таких столбов высится в столичном парке Государственного исто-рико-архитектурного музея-заповедника в Коломенском (3).

При великом преобразователе России Петре I началось регулярное строительство крупных трактов с непременными указателями расстояний, направлений движения и населенных пунктов. Так, в 1711 г. Сенат издал указ об обустройстве дорог, в котором предписывали на Тульском тракте вместо мостов делать объезды, а «где с большой дороги будет объезд, на поворотах и выездах, ставить верстовые столбы». В ноябре 1724 г. Камер-коллегия предложила на основных российских путях «поставить версты, столбы крашеные и подписанные цифирью». Причем Петр I не только поддержал полезное начинание, но и собственноручно добавил: «Ставить по верстам на перекрестках руки с надписями, куда которая лежит». В 1786 г. сие дополнили: «Для обозначения расстояния на каждых 5 верстах поставить возвышенные столбы с надписями, а версты означать только небольшими каменными надолбами...»

В те времена подобные знаки имелись только на больших государственных трактах, потому их и стали именовать «столбовыми дорогами». При этом старые и новые указатели зачастую не совпадали, что объяснялось изменениями самих мер длины: с XVII по XVIII век верста определялась то в 500, го в 700, а то и в 1000 саженей, а сажень, в свою очередь, колебалась от 1,76 до 2,13 м. Только с XVIII века верста стабилизировалась на уровне в 500 сажен, что составило 1066,7 м.

По мнению некоторых историков, главной целью установки верстовых столбов было не столько обозначение расстояний, сколько фиксация положения самой дороги, потому-то они находились в зоне визуальной видимости, а расстояния между ними часто колебались. Отчасти это предположение подтверждает голландский художник Корнель де Бруин. Совершая в 1702 г. путешествие из Москвы в Воронеж, он насчитал 552 красных столба, увенчанных резным двуглавым орлом и датой «1701 год», тогда как до Воронежа было 472 версты.

Если для российских дорог были характерны массивные каменные столбы, то за

границей чаще можно было встретить величественные обелиски, служившие тем же утилитарным целям определения расстояния на дорогах. Некоторые из них сохранились. Например, громоздкий каменный цилиндр в Чехо-Словакии, воздвигнутый в 1698 г. (4). В Саксонии применяли указатели сразу четырех разновидностей, заодно служивших своеобразным украшением дорог и окружающего пейзажа. Самые простые представляли собой грубо отесанный камень, на котором писали расстояние, год установки и изображали почтовый рожок (5). За ними шли всевозможные столбы, а на центральных площадях городов и на выездах из них красовались самые красивые дорожные вехи — огромные обелиски высотой 4 — 6 м с памятными надписями и длинными перечнями расстояний до других мест (6). Кстати, не только в России, но и в западных странах «прыгали» меры длины. Например, у каждой была своя миля. А самая длинная у австрийцев — 7585 м.

Продолжательница дела Петра, Екатерина II, предприняла новую кампанию по обустройству трактов, к которой, помимо инженеров-путейцев, привлекали и видных художников и архитекторов Сначала задумали обозначать все дороги крупными каменными вехами иноземного образца, но вскоре убедились, что эта затея выйдет слишком накладной, и вовремя от нее отказались. Верстовых «монстров» успели сделать немного...

В 1787 г. императрица совершила длительное путешествие на юг, в частности, чтобы осмотреть недавно присоединенные к России крымские земли. По указанию Главного почтового двора на пути следования высочайшей особы расставили каменные верстовые столбы (7). получившие название «екатерининских миль». Сегодня их можно увидеть близ города Старый Крым и в Бахчисарае.

Такие путевые знаки уцелели и в других местах В Москве, у Рогожской заставы, откуда начиналась печально известная «Владимирка», по которой отправляли этапом осужденных на каторгу, высится камень с надписью «От Москвы 2 версты. 1783 год» (8).

А под Петербургом воздвигались настоящие монументы работы архитектора Анто-нио Ринальди. Они были двух видов — в городской черте и близ загородных царских резиденций ставили 4-метровые обелиски с остроконечной пирамидальной вершиной (9), на которой указывалось пройденное и оставшееся до пункта назначения расстояние, а также солнечные часы для путников. Между городами ставили сооружения пониже и попроще (10) со скругленным коническим верхом. Уникальная цепочка каменных дорожных знаков и ныне тянется от набережной реки Фонтанки в Петербурге до ворот дворца в Царском Селе Сохранился верстовой обелиск и у дворца в Петергофе, а в Гатчине уцелел подобный монумент работы русского мастера К.Палстинина, выполненный в 1795 г. из известняка с декоративной вазой сверху. Специалисты считают это творение одним из интереснейших образцов архитектуры малых форм.

В 1805 г., в царствование Александра I, приняли указ о введении на всей территории России четырех стандартных типов вер-

63