Техника - молодёжи 1992-09, страница 23

Техника - молодёжи 1992-09, страница 23

наполнены мерзостью, а толпа поклоняется тварям» и совершенно напрасно трудится на «тунеядца, сидящего за роскошно убранным столом». Исса предупреждал власть и богатство имущих, что «лишающие своих братьев божественного блаженства будут лишены его сами, брамины и кшатрии станут шудрами шудр» (буквально слугами тех, кто слуги сейчас). Поэтому простым людям негоже поклоняться идолам, «которые вам не внемлют», и выполнять предписания священных книг, ибо в них «истина искажена». Нужно бескорыстно помогать ближнему, не причинять зла, не домогаться денег и ценностей, а совершенствоваться духовно. Не правда ли, очень похоже на заповеди ессеев?

Подобное нигде и никогда не остается безнаказанным, но шудры успели предостеречь Иссу о том, что жрецы подготовили на него покушение, и дерзкому вольнодумцу пришлось скрыться. Еще 6 лет он странствовал по Индии, посетил

манывайте; не прелюбодействуйте. Не правда ли, очень напоминает евангельского Иисуса?

В возрасте 29 лет Исса вернулся на родину. Теперь «Тибетское сказание» начинает удивительно совпадать с книгами Нового завета. Возмутитель спокойствия и здесь скоро нажил врагов среди иудейских священнослужителей и «начальников городов», и те поспешили обратиться за помощью к оккупационным римским властям, обвинив пришельца в том, что он «своими речами возбуждает народ против их власти, а толпа усердно его слушает и пренебрегает общественными работами, прибавляя, что он вскоре освободит их от правителей». Однако наместник императора Понтий Пилат не стал ввязываться в сугубо внутреннюю склоку, а «поручил священникам и книжникам, старцам еврейским, судить его в храме».

На их вопрос, кто он и откуда, Исса ответил: «Я израильтянин, и в день моего рождения я видел стены Иерихона и слышал рыдания моих братьев, обращаемых в рабство, и вопли моих сестер, уводимых к язычникам». Позже, «будучи ребенком, я покинул отцовский дом, чтобы поселиться у других народов». В общем, первый процесс закончился благополучно, Иссу отпустили. Однако, в отличие от евангелий, в «Тибетском сказании» отмечено, что Понтий Пилат велел взять его под наблюдение, а иногда подсылал провокаторов. Один из них, выслушав призывы Иссы «не верить чудесам, совершаемым рукою человека» и священнослужителям, поскольку «вера в чародеев и их прорицателей разрушает природную простоту человека», спросил — коль завтра все равно придет освобождение, стоит ли сегодня подчиняться цезарю? Исса растолковал в том смысле, что «не будет порядка в народе без цезаря, которому нужно слепо повиноваться». Видно, понял, с кем имеет дело,

«Поругание Христа» — картина голландского художника Я.Мостерта (1575 — 1655).

Первое чудо Иисуса Христа — превращение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской. Неизвестный художник; испано-фламандская школа, конец XV в.

родину Будды, изучал старинные свитки Сутр, «пошел через Непал и Гималаи в Раджпутану и на запад, проповедуя высшее совершенство человека» и охотно вступая в импровизированные дискуссии. Так, отвечая на обвинение жрецов в пренебрежении идолами, Исса ехидно посоветовал этим изваяниям тут же поразить его громом. Идолы, понятно, не отреагировали, зато от мести жрецов вновь пришлось спасаться, бродить по городам и деревням, убеждая простолюдинов — не приносите жертв, ни человеческих, ни других; не пытайтесь лицезреть «великого духа», но чувствуйте его сердцем; не крадите, «это было бы похищением у своего ближнего предметов, добытых им в поте лица своего»; не об

и знал, чем для него кончится донос.

И все же спустя три года Иссу опять арестовали, только теперь его обвинили римляне в заговоре против империи, поскольку этот бунтарь якобы вздумал стать царем иудейским. Возражение Иссы «не делаются цари по собственной воле» игнорировали и приговорили к тяжкой казни на столбе с крестовидной перекладиной, рядом с двумя разбойниками, чтобы низвести пропагандиста до уровня заурядного уголовника.

Судя по «Тибетскому сказанию», Исса мучился недолго — «при закате солнца его страдания кончились, он потерял сознание и душа этого проповедника отделилась от тела». Его похоронили родственники, а через три дня Понтий Пилат велел перенести прах в другое место, и когда близкие пришли к первой могиле, то нашли ее пустой и простодушно подумали, что присланные «высшим судией» ангелы унесли страдальца.

...Сходство пророка Иссы с Иисусом Христом несомненно, особенно в том, что касается иудейского периода его бытия. Заметим, некоторые советы Иисуса, например, «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, бесов изгоняйте», «когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» или выступления против «книжников и фарисеев», которые «очищают внешность чаши и блюда, между тем как внутри полны хищения и неправды», напоминают речи странствующего агитатора Иссы.

Правда, в евангелиях есть благостные высказывания Иисуса, свидетельствующие о его кротости и любви к окружающим типа «блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими», «Я есмь Пастырь добрый», «царство Мое не от мира сего», «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас». Однако они противоречат иным откровениям того же персонажа, приведенным в том же источнике: «Огонь пришел Я низвести на землю и как желал бы, чтобы он возгорелся», «не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир Я пришел принести, но меч». Скорее всего резкие выражения, более близкие к первоисточнику, были записаны в период раннего христианства, а позже тексты основательно обработали, чтобы придать мессии иконописный облик. А вот до тибетских свитков благочестивые редакторы не добрались, поэтому «сказание» с полным правом можно назвать евангелием от Николая.

Не случайно же книга Нотовича, изданная в 10-е годы, вызвала отрицательную реакцию клерикалов. Так, священник Евгений Аквилонов назвал ее «злостным подлогом», а небезызвестный А.И. Дубровин вопрошал членов Святейшего Синода: «Какой смысл и какая польза допускать в угоду модной морали заведомо клеветническое сочинение о Господе Спасителе мира?» Кстати, с ними вполне солидарен советский исследователь религии Иосиф Крывелев, также назвавший книгу Нотовича под

21