Техника - молодёжи 1993-04, страница 13

Техника - молодёжи 1993-04, страница 13

ПРИДЕТ НОВЫЙ ЛОМОНОСОВ?

тливых людей, отсутствие самостоятельности... Но перестройка науку просто подкосила.

Как же ей выжить? И одновременно измениться? Как устранить все, что мешало в прежние времена, о чем прогрессивные ученые толковали на кухнях?

Первый и очень важный шаг сделан: творческим людям разрешено «высовываться». А именно: под свои идеи создавать малые предприятия. И зарабатывать деньги для своих коллективов, а не кормить бездарей и j соседних лабораторий. Конечно, зависимость от института еще довольно сильна - и площади, и оборудование принадлежат ему. И все же дышать стало легче, возможностей трудиться на себя -больше.

Скажут, далеко не все МИ занимаются сегодня наукой. Кое-кто примитивной коммерцией, а то и посредничеством. А что делать? Чтобы реализовать идею и открыть дело, необходим начальный капитал. Не идти же за ним в коммерческий банк, где деньги дать могут, но под такие проценты, что руки сразу опускаются. Вот если бы государство помогло, хотя бы слегка подтолкнуло...

Беседа с людьми, которые распоряжаются деньгами и держат в руках будущее наших вузов, была долгой. Каковы их планы и возможности?

— Государство средства на науку выделило, но немного Они аккумулируются, в том числе и в нескольких фондах: изобретений России; малых предприятий в науке; фундаментальных исследований. Весь фокус в том, как ими распорядиться, чтобы получить максимальный эффект,—объясняет начальник Управления развития научных исследований в высшей школе А.В. Суворинов. — «Размазывать» на всех, как раньше,- бессмысленно. Каждый получит крохи. Поэтому деньги теперь будут направляться не всему институту, а только коллективам, имеющим интересные разработки и идеи. Выбрать же наиболее достойных должны конкурсы.

А судьи кто? Уже существует семь конкурсных центров, которые отбирают и выдают гаранты на наиболее перспективные разработки в области фундаментальных исследований: в Санкт-Петербурге, Москве и Екатеринбурге.

В высшей школе сегодня реализуются более 80 программ, отобранных на конкурсных началах. Приоритет отдан новым методам обучения и подготовки высококлассных специа

листов, фундаментальным исследованиям, работам в области продовольствия, здравоохранения, медицины, конверсии, сбереиющих технологий, rpaHcnopia, экологии, строительства, глубокой переработки сырья, научного тшиборостроения и автоматики.

Особое место (а шачит, и деньги) отведено программе «Университеты России». В свое время именно они были в регионах центрами науки и культуры. Затем, когда начали «жиреть» различные отраслевые институты и политехи, которых подпитывали богатые министерства и предприятия, университеты шхирели. Ныне поставлена задача их возродить, вернуть им былую роль, и прежде всего в области фундаментальных исследований. На эти цели и выделены значительные средства.

Но неужели вузовской науке надеяться только на государственный карман? Пора учиться зарабатывать и самим, быстрей превращать идеи в «железо», а затем и в капиталы.

- С 1992 года в вузах появились инновационные программы, - говорит начальник Управления научных программ и проектов высшей школы С.К. Сергеев- Чю это такое? Во многих институтах есть небольшие производства. Так почему бы вместо того, чтобы ходить на поклон к производственникам, не попробовать заработать самим? Мы перелопатили сотни различных проектов и идей и выбрали более 20 наиболее эффективных. Каков критерий отбора? Разработка не должна иметь аналогов в стране, быть малотоннажной и малосерийной. И конечно, важно, чтобы она была почти на выходе, очень близкой к стадии реализации. Например, в нижегородском НИИхимии выпускается мышьяк с очень высокой чистотой, в количестве достаточном, чтобы закрыть потребность электронной промышленности России. Инженерный центр «Реактив» при Уфимском нефтяном институте производит медицинский фенол. Его вполне хват итдля всей фармацевтической промышленности Федерации. Еще одна уникальная работа, выполненная Самарским политехом, — резка танков, подлодок и т.д. с помощью взрыва. Этот метод вдвое эффективней по сравнению с существующими. На каждую из отобранных разработок мы выделили деньги, всего около 37 млн. руб. Помогли начать дело. А выручили в итоге почти в два раза больше. Куда же пошли эти суммы?

Из полученной прибыли в централизованный фонд соответствующей

программы идет от 30 до 70 % первоначально отпущенных средств. Остальная доля остается у авторов идеи. Так что условия, как видим, самые щадящие.

Ну а как быть тем, кто еще не воплотил свою идею в конкретное изделие? Кому надо создать самый первый образец продукции? Для них открываются технопарки.

Что это такое, проще объяснить на примере Запада. Они, как правило, строятся на деньги государства вблизи крупных университетов и научных центров. Здесь ученым предоставляются необходимое оборудование, компьютеры, услуги по рекламе, транспорту, оформлению юридических документов, лицензированию и патентоведению, их проконсультируют в вопросах финансов и бухгалтерии. Есть даже гостиница и ресторан. Словом, технопарк - сервис для тех, у кого имеется интересная задумка. Твори и ни о чем не думай.

Попасгь в технопарк непросто. Для этого надо пройти конкурсный отбор. И хотя специальный совет старается «ставить» на верные проекты, ошибок избежать нельзя. Через два года — а чаще всего именно на гакой срок заключается дог овор - идея либо доказывает свою жизнеспособность и ее выпускают в большой мир в виде, скажем, малого предприятия, либо умирает.

Важно подчеркнуть, что на Западе технопарки - дело не прибыльное. От них этого и не требуют. Зато все прекрасно понимают, что они дают большой косвенный эффект. Выпестованные здесь МП предоставляют новые рабочие места, совершают прорывы к эффективным технологиям.

Каково положение у нас? Уже учреждены 16 технопарков. Реально же существуют пока два - один при МГУ, второй в Томске. Остальные в стадии становления. И многое зависит от местных властей, которые должны решить, нужны ли им такие структуры. Скажем, в Москве несколько месяцев идет изнурительная борьба между МЭИ и мэрией за выделение земли под сооружение технопарка. И это в то время, когда солидные куски столицы лихо раздаются различным отечественным и зарубежным коммерческим фирмам!

Подобная ситуация и в других городах. Чем она завершится? Не знаю. Но, может, власть имущие все же задумаются: желают ли они, чтобы их дети коробейничали или чтобы у страны с «мозгами» было в порядке? Или им наплевать, поскольку уже заграничный колледж подыскали своим отпрыскам?

11