Техника - молодёжи 1993-05, страница 45

Техника - молодёжи 1993-05, страница 45

там» — немало бумаг лежит в спецхране без движения. Однако не исключено и другое: КГБ взялся за исполнение проекта по своим каналам, благо сил и средств у него предостаточно. Обратим внимание хотя бы на такое совпадение. Посчитайте, 1987 (год представления документов) плюс 4 (срок исполнения проекта) дают в сумме год 1991-й. И примерно в это время на страницах печати, на радио и телевидении начинают появляться многочисленные доморощенные пророки, контактанты, экстрасенсы, телемаги...

Вот, к примеру, «эффект Кашпиров-ского». Меня всегда занимало: разве способно внушение психотерапевта (а таковым себя считает A.M. Кашпиров-ский) «пробиться» через телеаппаратуру? Что тут происходит в действительности — тема особого, довольно сложного разговора. Но есть ли гарантии, что для повышения действенности сеансов «команда» Кашпиров-ского не прибегала и к некоторым чисто техническим трюкам?

О сравнительно простом мне напомнил редактор Ю.Филатов. Дело в том, что ему довелось участвовать в «Эксперименте инженера Арсеньева» («ТМ», № 7 за 1967 г.), когда после просмотра фильма шестерых членов общественной творческой лаборатории «Инверсор», действующей при редакции, одновременно осенила одна и та же научная идея, не имеющая к нему никакого отношения. Оказалось, между его кадрами были вмонтированы другие (об идее), и столь редко, что не улавливались зрителями, но откладывались в их памяти. Недаром такие фильмы, вкрапленные в обычные, называют субламинарными, то есть теневыми, подсознательными. В конце 50-х годов они, в порядке эксперимента, демонстрировались в американских кинотеатрах и по телевидению (!) в коммерческих целях, подспудно рекламируя какую-либо продукцию; в 1962 году на это был даже выдан патент, а потом их показ запретили, отнеся к преступным средствам воздействия на психику людей. Но какие законы писаны для спецслужб?

В общем, мое мнение (которое можно рассматривать как гипотезу): Кашпировский и иже с ним попали на наши телеэкраны отнюдь не случайно. Более того, накопленный ими опыт, возможно, пополнил арсенал средств, которые используются и поныне для создания в голове каждого из нас вполне определенного мнения по тому или иному вопросу. И здесь, цитируя того же В.Щепилова, «интересной представляется информация... о предложении ЦРУ руководству КГБ осуществлять совместный контроль над развитием психотроники в США и СССР. Дальнейшая судьба этого предложения неизвестна». Добавлю: информация относится к концу 80-х годов!

Антология таинственных случаев

Юрий РОСЦИУС

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ГОСПОДИНА ГУФФЭ

Париж ликовал по случаю открытия Всемирной выставки 1889 года. Толпы парижан и гостей заполнили улицы столицы, с гордостью взирая на только что построенную ажурную 300-метровую Эйфелеву башню И в то лето, 26 июля, исчез преуспевающий судебный исполнитель Гуффэ, контора которого находилась на улице Монмартр. Этот элегантный и красивый 49-летний вдовец умел делить свое время между конторой и любовницами. Он обожал женщин и знал в них толк.

На следующий день его шурин, Ландрю, обратился в полицию с заявлением о столь странном исчезновении, впрочем, допуская, что брат его жены попросту заблудился в чужих постелях. Однако Гуффэ не появился даже 30 июля. Дело попало в руки комиссара Горона. Посетив контору Гуффэ, он обнаружил на полу возле сейфа 18 обгоревших спичек. Консьержка показала, что вечером 26 июля какой-то мужчина, принятый ею за хозяина, открыл дверь ключом, вошел в помещение и провел там какое-то время. Свою ошибку она заметила, когда посетитель уходил. Словесный портрет пропавшего разослали по полицейским участкам Франции. Проверка финансовой отчетности конторы выявила порядок в ее ведении, благополучие фирмы, исключавшее бегство владельца из-за денежных неурядиц. А жизнелюбивый характер Гуффэ не допускал возможности самоубийства.

Время шло, следов исчезнувшего найти не удавалось. Но тут газета «Латери» сообщила, что ее сотрудники обратились к известной в Париже сомнамбуле Афингер. Осмотрев перчатки и галстук господина Гуффэ, она, загипнотизированная своим сыном, впала в транс и сообщила: владелец вещей был вовлечен в ловушку и убит в квартале Мада-лены, а его тело в большом сундуке отправлено в окрестности большого города — вероятно, Лиона — и будет найдено до 23 августа.

Полицейские же топтались на месте. Однако ранним утром 17 августа Горон обнаружил в лежащих на его столе газетах сообщения о том, что житель деревни Мильери, что вблизи Лиона, обнаружил в кустах на берегу Роны большой джутовый мешок. В

нем был завернутый в клеенку полуразложившийся труп. Вскрытие произвел судебный медик Поль Бернар. По его заключению, возраст покойника был в пределах 35 — 40 лет, рост 170 см.

Через пару дней крестьянин соседней с Мильери деревни, собирая улиток на берегу, набрел на странные деревянные предметы, напоминавшие части сундука и издававшие сильный групный запах. Жандарм доставил в Лион найденные обломки, на которых были обнаружены наклейки железной дороги: «Париж № 1231», «Париж 27.7.188... — экспресс № 3. Станция назначения: Лион — Перран-1». Последнюю цифру года прочесть не удалось. И все же Горон считал, что напал на след Гуффэ. Правда, он был одинок в своем мнении — лионские полицейские не разделяли его уверенности. По их решению, труп захоронили на общинном кладбище.

Тогда сестра и старшая дочь покойного заявились к Афингер, которая, опять-таки в гипнотическом сне, заявила: в Мильери найдено тело именно Гуффэ. Исчезнувший, добавила она, слегка хромал. И, что самое удивительное, ей привиделось, будто убийцы уехали в Америку. Мешок же сшила молодая красивая женщина. Это кажется невероятным, но утверждения ясновидящей в дальнейшем стали получать подтверждения —одно за другим. В сентябре агент Горона установил, что Гуффэ задень до исчезновения видели в пивной, в компании с аферистом Мишелем Эйро и его возлюбленной Габриэль Бомпар. Особый интерес представляло сообщение, что Эйро и Бомпар покинули Париж 27 июля, на следующий день после пропажи Гуффэ.

От обломков сундука отклеили квитанции и попытались найти подходящую информацию в регистрационных книгах железной дороги. В записях за 1888 год упоминания о багаже за номером 1231 не встретилось. Проверили реестр за текущий, 1889 год. Хотя в связи со Всемирной выставкой документация была чрезвычайно обширной, искомая отметка нашлась. Она гласила: «27 июля 1889 года, поезд № 3. 11 час. 45 минут утра. Станция назначения: Лион — Перран-1. Одно место багажа весом 105 кг.» Следовательно, сундук отправили на следующий день

43