Техника - молодёжи 1993-06, страница 10

Техника - молодёжи 1993-06, страница 10

электронных очков — но что военным деньги? Потому и наиболее убедительные Симуляции реальности (CP) имеют по преимуществу милитаристский уклон.

«...И тут словно дверь скрипнула... Никакой двери в ракете не было — он это прекрасно знал. Но на экраны упала полоса света, звезды побледнели, и он услышал голос шефа: «Весьма хорошо, пилот Пирке, весьма хорошо!» Пирке хотел вскочить, но ремни не пустили, он упал обратно в кресло — ему казалось, что он сошел сума...»

(Станислав Лем)

Имитаторы-тренажеры — вот основное направление CP-технологии, стартовавшей от простеньких интерактивных видеоигр и прогрессирующей в направлении ГЛУБОКОЙ СИМУЛЯЦИИ. Игрок (он же военный специалист, включенный в интерактивную виртуальную среду) находится, что называется, в центре событий и должен реагировать на них точно так же, как в реальной ситуации Тут вне конкуренции имитаторы полета (рис. 3): можно научиться профессионально управлять самолетом или вертолетом, ни разу не оторвавшись от Земли! Военные (да и гражданские) пилоты основное обучение проходят именно на тренажерах. Симуляции для водителей танков тоже настолько реалистичны, что новички всерьез «укачиваются», лихо маневрируя на своих эрзац-машинах. Существует множество специализированных армейских CP-тренажеров, а все вместе они составляют ядро системы SIMNET — самой крупной в мире Глубокой симуляции. SIMNET охватывает военные базы США (на родине и за границей), персонал которых имеет индивидуальные компьютеризованные «рабочие места». Каждый специалист (зенитчик, вертолетчик, подводник и т. д.) ведет свою собственную партию в совместных маневрах на симулированном «поле битвы». Так можно отрабатывать самые разнообразные сценарии — вплоть до глобальных войн на Земле и в Космосе.

Имитаторы также вырвались из-под опеки военных. Широко известны спортивные тренажеры (для лыжников, велосипедистов и проч.), симулирующие «бегство из помещения»: спортсмен передвигается в виртуальном пространстве, «реалистическом» или «абстрактном» — по желанию. Музыканты отрабатывают технику на виртуальных инструментах, не беспокоя окружающих.

На подходе — хирургический симулятор для операций на призрачном пациенте призрачными инструментами. Начинающие врачи смогут отрабатывать технику не в теории и не на хладном трупе, а на «живом» теле, кожа и внутренние органы которого реагируют на каждое движение скальпеля, даже появляется кровотечение. Инструменты подает виртуальная медсестра, а рядом с операционным столом стоит не менее виртуальный врач-инструктор, который комментирует ход операции и дает указания и советы. Но в медицине все же ВР-технология в основном применяется для создания так называемой Расширенной реальности.

«...А теперь вообразите, Тихий, что я смогу воздействовать на ваш обонятельный нерв точно так же, как это делает душистая гвоздика. Что вы будете ощущать? — Запах гвоздики, разумеетсяотвечал я...»

(Станислав Лем)

Расширенная реальность... ну, это когда находишься здесь и сейчас, но при этом видишь (слышить, ощущаешь...) гораздо больше, чем обычно положено человеку. Компьютерные томографы и ультразвуковые сканеры показывают врачам объемные изображения внутренних органов в любом нужном ракурсе, условный цвет несет дополнительную информацию — словом, врач видит пациента буквально насквозь! В стадии разработки сейчас комплекс для радиотерапии (рис. 4): рентгеновские снимки раковой опухоли компьютер сводит в трехмерное изображение, и радиотерапевт, видящий ее «вживую» со всеми метастазами, ориентирует пучки излучения с исключительной точностью. (Здесь необходимо пояснить, что подобные картинки чисто иллюстративны: изображение, которое компьютер посылает на окуляры электронных очков, подмонтировано к изображению воспринимающего.)

В Расширенной реальности пребывает авиадиспетчер, которому компьютер показывает движущуюся трехмерную картину заходящих на посадку самолетов. Информацию о координатах, скорости, номере рейса он получит, просто указав на самолет пальцем киберперчатки. А вот практиканты-ихтиологи (рис. 5): они наблюдают, как мигрирующий косяк проходит под шлюпкой на глубине в несколько десятков метров. Металлург разглядывает атомную структуру сплава (рис. 6), а биохимик — с помощью специального джойстика — сосредоточенно заго-

Рис. 7. Виртуальная аэродинамическая труба: конструктор может в любом ракурсе рассмотреть, как виртуальные струи дыма обтекают фюзеляж еще не построенного самолета.

няет небольшую молекулу в одно из гигантских ущелий молекулы протеина... При этом он не только видит, но и чувствует силу молекулярного притяжения! Все это пока — на стадиях разработки и эксперимента.

«Нам необходима продвинутая технология, чтобы изменить методику проектирования и производства. Мы рассматриваем BP как очевидный следующий шаг...»

(Крис Эспозито, Boeing Computer Services)

Компания Boeing уже интенсивно использует компьютеры в производстве самолетов и в обозримом будущем намерена обратить сборочные цеха в царство Расширен

8