Техника - молодёжи 1993-08, страница 29

Техника - молодёжи 1993-08, страница 29

Александр ГРИШИН,

инженер

ВПАСТЬ В ТРАНС? ВСЕГДА ГОТОВ!

или

Будьте внимательнее в лифте

Институт человека

Продолжаем знакомство с одной из современных методик психотренинга — нейролингвистическим программированием (см. № Юза 1992 и № 2 — 7 за 1993 г.). Перейдем к самому интересному и оригинальному, пожалуй, разделу НЛП — новой концепции гипноза. Правда, в ее исходной основе... ничего нового, в общем-то, нет. Фактически она базируется на весьма старой практике — колдунов и шаманов, знахарей и экстрасенсов всех времен и народов. Новым, однако, стал подход к их опыту. Для создателей НЛП было важно одно: «магические» приемы работают. Мгновенные исцеления, чтение мыслей, управление поведением людей — это реальность. А чем объясняет их тот или иной чудотворец, не имеет значения. И нет нужды втискивать его действия в рамки глубокомысленной теории, философии или религии. Их надо систематизировать, очистить от мистики и сделать доступными обычному человеку. Точка. Так любит заканчивать свои выводы один из творцов НЛП — Джон Гриндер. Кстати: до сих пор в наших статьях почти не звучала прямая речь того жеГриндера или его коллег, которых мы часто упоминали. Между тем послушать их «живьем» — и поучительно, и интересно. А потому здесь, на отдельной врезке, мы даем несколько отрывков из монологов Дж. Гриндера и Р. Бэндлера на их семинарах.

СОЗДАТЕЛИ НЛП - О СЕБЕ И СВОЕЙ РАБОТЕ

Мы называем себя людьми, создающими модели. Суть этой работы — уделять очень мало внимания тому, что люди говорят о своих поступках, и огромное внимание тому, что они делают. А затем мы строим модели их действий. Мы не психологи, не теологи, не теоретики. Мы не имеем никакого представления о действительной природе вещей, и нас не очень интересует, что такое истина. Задача моделирования — находить полезные описания. Мы не предлагаем вам ничего истинного — только полезное.

Мы убеждаемся в успешности нашего моделирования, если систематически получаем тот же поведенческий результат, что и моделируемый человек (эффективный психотерапевт, кем бы он ни был.— Ред.). А если мы можем научить еще кого-то систематически достигать того же — это еще более мощное подтверждение.

Все, что мы собираемся вам здесь сказать,— это ложь. Все обобщения есть ложь. Поскольку мы не претендуем на истину и строгость, то на этом семинаре мы будем постоянно лгать вам. Между нами и другими учителями существует только два различия. Во-первых, в начале занятий мы объявляем, что все сказанное будет обманом; другие этого не делают. Обычно они верят в собственные враки. Во-вторых, большинство наших врак сможет работать по-настоящему хорошо, если вы будете действовать, какбудто они истинны.

У меня есть друг, президент колледжа. Он живет в галлюцинаторной реальности, согласно которой он умен, пользуется огромным престижем, и всякое такое. Он расхаживает чопорно, выглядит сердито и курит сигару — полный джентльменский набор. Это типичная галлюцинаторная реальность. Когда я последний раз был в психиатрической больнице, там был парень, который считал себя агентом ЦРУ и что его упекли туда коммунисты. Единственное различие между ними состоит в том, что остальное человечество склонно больше верить президенту колледжа, чем психу. Президенту за его галлюцинации платят деньги. Чтобы общаться с любым из них, я приму его реальность. Президенту я скажу, что «поскольку он так умен и авторитетен, то сможет» ...и дальше изложу все, чего от него хочу. Что до агента ЦРУ, то я бы открыл дверь, оглянулся, проскользнул внутрь, быстро закрыл ее и прошептал: «Наконец-то мы добрались до вас! Уф! Я чуть не попался! Так, теперь быстро, у меня только пара минут, чтобы передать инструкции. Готовы? Мы разработали вам легенду преподавателя колледжа. Вы должны пройти конкурс на эту должность и залечь, пока мы не дадим о себе знать. Ну, вас ведь учили в разведшколе... Работать придется получше, чтобы не засветиться и снова не попасть сюда. Ясно? Выполняйте!»

Сколько написано у нас о гипнозе за последние годы! Эта тема, казалось бы, прочно перешла в разряд привычных, даже надоевших. Но само явление и до сих пор многим представляется чем-то загадочным, а личность гипнотизера — исключительной, чуть ли не аномальной. Тут якобы нужен особый дар, тут действуют таинственные силы души, которыми наделены лишь избранные... Короче, «выучиться на гипнотизера» нельзя — им надо родиться.

Создатели НЛП решительно отвергают подобные мнения. В частности, американский психотерапевт Милтон Эриксон (1902 — 1980) одним из первых в ученом мире убедительно показал: между самыми обычными состояниями психики и гипнотическим трансом резких границ нет. Напротив, одно может плавно и незаметно переходить в другое. Сумейте только помочь этому переходу — и смело считайте себя гипнотизером. Но чем подтолкнуть сознание в нужном направлении? Речевыми стимулами, создающими так называемые универсальные переживания, ответил Эриксон.

Вспомним типичные явления, наблюдаемые у человека в случае «классического» гипноза: обострение памяти, яркие образные представления, нечувствительность к боли, закрепление новых стереотипов поведения и черт характера. Так вот, доктор Эриксон научился добиваться точно тех же эффектов, вообще ни разу не произнося слов «гипноз» или «внушение», а просто поддерживая, казалось бы, бессодержательный разговор с пациентом! У

26

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Если жить не надоело, — Не люби пороходела?

Близкие к этой страницы