Техника - молодёжи 1993-09, страница 29

Техника - молодёжи 1993-09, страница 29

Институт человека

Продолжаем знакомство с нейролингвистическим программированием (НЛП) — одним из новых направлений зарубежной прикладной психологии (см. № 10 за 1992 г. и № 2 — 8 за 1993 г.). В последней статье (М 8) мы начали рассказ о развитой в рамках НЛП оригинальной методике гипноза. Ее основы заложил знаменитый американский психотерапевт Милтон Эриксон, а систему практических упражнений по овладению техникой внушения разработали его ученики — прежде всего Джон Гриндер и Ричард Бэндлер.

Александр ГРИШИН, Елена КОТИКОВА,

инженеры, Борис ПОНКРАТОВ,

научный обозреватель

ИСКУССТВО СИНХРОНИЗАЦИИ,

или

НЕСЛОВЕСНЫЕ БЕСЕДЫ

Как мы уже писали, обшая стратегия «эриксонианского» гипноза существенно отличается от традиционной. А если уж говорить всю правду, то... Понимаете, с этим самым гипнозом возникают небольшие проблемы... Не решились мы в прошлый раз признаться — но, похоже, деваться некуда. Дело в том, что Гриндер с Бэндлером... вы только не волнуйтесь... в общем, по их мнению, никакого гипноза не существует. Точнее, наоборот. Нет, лучше пусть они сами расскажут.

На одном из семинаров их спросили: часто ли они пользуются гипнотическим внушением? Дальше —по стенограмме:

Бэндлер: Все есть гипноз.

Гриндер: По этой проблеме у нас с Ричардом глубокое разногласие. Гипноза нет. И лучше бы не использовать такого термина, поскольку он ничему не соответствует.

Ну, а на самом деле мы убеждены, что всякое общение — это гипноз. Такова функция любого разговора. Скажем, я сижу с вами за столом и завожу беседу. Если я рассказываю какой-то эпизод из своего отпуска, го моя цель — добиться от вас неких переживаний по поводу этого эпизода. Когда бы и кто бы ни общался друг с другом — они занимаются одним и тем же: пытаются вызвать у партнера различные состояния, используя последовательности звуков, называемые «словами».

Среди людей имеются официальные гипнотизеры. Все остальные принадлежат к неофициальным. Только почти никто из них этого еще не знает. Хотя изучить ритуалы традиционного гипноза полезно. Одна из самых поразительных вещей, которые вы тогда откроете,— что вам никогда больше не придется этим заниматься. Вы просто

обнаружите, что сомнамбулический транс — не исключение, а скорее правило в повседневном человеческом «активном бодрствовании».

Вот так, уважаемые читатели, разрешите вас поздравить: все вы —неофициальные гипнотизеры. Но надо правильно понимать, что это значит с точки зрения НЛП. Если вам или кому бы то ни было удалось ввести «пациента» в транс, то сработали тут в конечном счете его собственные, так сказать, самогипнотические ресурсы. А они, по той же теории НЛП, имеются у каждого человека без исключения. Ваша задача — только управлять ими.

Иными словами, психотерапевт совсем не должен пытаться как-то «насиловать» пациента, подчинять его своей воле, делать из него робота. Тем более что это и невозможно. Состояние гипноза вообще нельзя создать искусственно, привнести в человека извне. Можно лишь правильно (или неправильно) использовать готовый «психический материал», который уже есть в нем самом.

Но чем уж таким особенным, какими самогипнотическими силами обладают люди? И где таятся эти заветные внутренние ресурсы? В том-то и дело, что ничего особенного они собой не представляют и вовсе не таятся,— говорят создатели НЛП. Мало того: состояния, близкие к трансу, нередко возникают у человека и сами собой, без всякого постороннего воздействия. Другое дело, что обычно этот факт мало кто осознает.

Явно или незаметно, надолго или на миг нас могут ввести в некое подобие транса самые разные наши действия и переживания. А именно — любые, в которые мы вовлечены достаточно глубоко, с резким сужением сферы внимания и «отсечением» всего остального.

Они могут быть совершенно не похожими друг на друга: вспышка гнева или страха; монотонная деятельность (например, переброска кирпичей или оздоровительная пробежка); всевозможные грезы и фантазии; тягостная растерянность, какой-то ступор, когда человек сбит с толку неожиданным вопросом, забыл, что вот сию минуту собирался сделать, потерял мысль — и так далее до бесконечности.

Согласитесь, переживания такого типа нам прекрасно знакомы (взять хотя бы привычные ежедневные поездки на работу и обратно). В теории нейролин-гвистического программирования они так и называются — универсальные.

Что же между ними общего и притом «гипнотизирующего»? Отключение контроля сознания. Кроме того, в подобных состояниях могут проявиться способности, почти не присущие данному человеку в повседневной сознательной жизни. Скажем, ярость понижает болевую чувствительность, в грезах рождаются оригинальные образы, растерянность делает людей более управляемыми, поддающимися манипуляциям и внушениям...

Заметьте: потеря сознательного контроля, внушаемость! Да и остальное — чем не признаки гипнотического транса? Остается ненавязчиво, незаметно направлять такие переживания в нужное русло. Как именно? Вообще говоря — как угодно, всеми доступными вам способами, лишь бы они сработали.

Главные среди них, конечно,—речевые воздействия, в том числе и в нейро-лингвистическом программировании (недаром ведь оно «лингвистическое»!). Как там у Гриндера: вызывать у партнера различные состояния, используя последовательности звуков, называемые «словами»... Весь вопрос в том, какие слова и как употреблять. И тут создатели НЛП, в отличие от официальных гипнотизеров, открыто и ясно излагают целый набор оригинальных приемов, да еще дают четкую систему закрепляющих упражнений. Одно из первых мы описали в предыдущей статье. Теперь, в свете сказанного, проясняется его смысл.

В группе из трех человек, которых мы обозначили А, Б и В, первый как раз и играет роль пациента, а двое других — гипнотизеров. Гипноз пока не настоящий: все только учатся, в том числе и пациент. Он старается как можно глубже «войти» в какую-нибудь воображаемую ситуацию —по собственному выбору. (Конечно, тут нужны не минутные переживания типа гнева или растерянности, а что-либо «долгоиграющее».) Партнерам он сообщает о ней предельно кратко, одним-двумя словами: бег трусцой, велосипедная прогулка и т.п. А те, мобилизуя всю свою находчивость, наблюдательность, воображение, подсказывают пациенту, какие ощущения он при этом испытывает. Их цель — сделать его переживания ярче, убедительнее и тем погрузить в ситуацию еще глубже. Тут будущие гипнотизеры

26