Техника - молодёжи 1993-11, страница 52

Техника - молодёжи 1993-11, страница 52

Фермеры Южной Англии — особенно те, чьи поля простираются в окрестностях Стоунхенджас тяжелым сердцем ждут погожих деньков позднего лета. Ведь любой из них имеет шансы обнаружить, что поле попорчено зловещим кругом (а то и парочкой-другой) примятых посевов. Не в том беда, что некая загадочная ночная сила наводит потраву на зреющий урожай! А в том, что за этим незамедлительно следует вторжение на поля взволнованных журналистов, оголтелых зевак, озабоченных ученых — и неотвратимых как смерть исследователей феномена...

ЭНТУЗИАСТЫ И МОШЕННИКИ

В сущности, за последние 10 лет (с тех пор как начали активно возникать «круги на пашне») все это вылилось в своеобразную индустрию паломничества, измерений, спекуляций, публикаций... и гордо именуется ЦЕРЕОЛОГИЕЙ — по имени Цереры, римской богини плодородия. (Заметим, что загадочные круги появляются не только на полях, но и на песке, на болотах и т. п.— просто среди посевов они сразу бросаются в глаза!) Цереологией занимаются все кому не лень — от мистиков и уфологов до физиков, метеорологов и статистиков, включая и вполне серьезных ученых. Существует, например, теория известного физика Теренса Мидена, руководителя Tornado & Storm Research Organisation (Англия), объясняющая феномен воздействием шарообразных вихрей, окруженных сильным электромагнитным полем (Plasma-Vortex).

Не станем разбираться ни с вихрями, ни с шаровыми молниями, генерирующими микроволны, ни с прочими уникальными атмосферными явлениями. Оставим в покое инопланетян, параллельные миры, злых духов и жизнь после жизни. Фермеры склонны были винить скорее неких шутников, набравшихся вдохновения в одной из близлежащих пивных, или — по извечному недоверию простого народа к яйцеголовым - студентов-старшекурсников под предводительством сумасшедшего профессора! И вот незамысловатая гипотеза получила летом 1991 года определенное подтверждение...

Два довольно пожилых пейзажиста — Дэвид Чорли и Дуглас Боуэр — публично признались, что именно они собственноручно сотворили большинство орнаментов, украшавших поля Южной Англии в течение последних 10 лет. Хихикающие мистификаторы охотно демонстрировали деревянные рейки, моток проволоки и примитивный визир, которыми они — по их словам — пользовались для «конструирования кругов». Поднялась, естественно, необычайная газетная шумиха, цереологи то посыпали головы пеплом, то упрямились (Теренс Миден заявил, что он не исключает забав старых холостяков, но феномен естественный и будет проявляться и впредь) — и вся эта волна к осени захлестнула берега Северной Америки.

ЗАОКЕАНСКИЙ ТЕОРЕТИК

Астроном Джеральд С. Хоукинс, выйдя на пенсию, делил свое время между городом (Вашингтон, округ Колумбия) и скромной фермой (Вудвилл, штат Вирджиния). В то время он как раз наслаждался сельской жизнью, так что вести из Англии дошли до него не сразу. Но зато вызвали весьма острый, можно сказать, профессиональный интерес. Дело в том, что Хоукинс ранее занимался исследованиями знаменитого Стоунхенджа как одной из первых астрономических обсерваторий (эта работа дала ему негромкую, но солидную репутацию). Возможно, поэтому в 1990-м английские коллеги, с которыми он некогда сотрудничал, предложили ему «просто взглянуть» на круги, испещряющие окрестности столь памятного сооружения.

Отставной астроном (сами понимаете) не устоял. Вдоволь нагулявшись по полям и надышавшись воздухом старой доброй Англии, он заключил, что — разумеется — прямой связи между примятыми посевами и каменными кругами Стоунхенджа не существует, но... «полевые формации выглядят достаточно интригующими, чтобы начать их систематическое изучение».

Сказано — сделано. Пользуясь опубликованными исследованиями, фотографиями, снятыми непосредственно на полях, и данными аэрофотосъемок, Хоукинс с величайшим тщанием измерял пропорции и вычислял соотношения диаметров и прочих «ключевых характеристик» для 18 избранных конфигураций (узоров, орнаментов — как хотите). И получил прелюбопытнейшие результаты! Что и побудило его отправить в Англию письмо с несколькими вопросами к игривым пейзажистам... на которые —скажем, забегая вперед,— вразумительного ответа так и не дождался. Собственно, главный вопрос был прям и простодушен: каким образом уважаемым мэтрам удалось вывести, изобразив в виде «произведений искусства на хлебных полях», целую подборку ГЕНИАЛЬНЫХ, ДОСЕЛЕ НИКОМУ НЕ ИЗВЕСТНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕОРЕМ, ПО КРАСОТЕ НЕ УСТУПАЮЩИХ КЛАССИЧЕСКИМ ОБРАЗЦАМ ИЗ АНТИЧНЫХ УЧЕБНИКОВ? А заканчивалось письмо так: «Пресса, увы, не смогла по достоинству оценить необычайный талант, создавший дизайн этих орнаментов...»

УЧЕНЫЕ ДОСУГИ

Тут необходимы кое-какие разъяснения. Большинство «порченых мест» на полях проявляется в виде простых, почти идеальных кругов, образованных примятыми к

Сенсации наших дней

земле, спирально закрученными стеблями растений. Некоторые из них вообще не круги и нас в данном случае не интересуют Оставшаяся довольно значительная часть представляет собой либо компактные группы отдельных кругов, либо круги, вписанные друг в друга или в кольца, либо круги с отростками и прочими добавлениями. К тому же внутри их стебли могут быть уложены в различные «узоры».

Интерес Хоукинса привлекли конфигурации из кругов и колец, в структуру которых входит более одного круга или кольца. Таких оказалось 18. Затем (путем кропотливых измерений) он выяснил, что для 11 из них целочисленные соотношения определенных элементов абсолютно точно соответствуют — чему бы вы думали? — соотношениям частот звуков диатонического ряда. (Представьте 8 белых клавиш фортепиано — от одного до до другого; сыграйте на них гамму до мажор — получите диатонический ряд.) «Это был сюрприз номер один!» - охарактеризовал неожиданное открытие Хоукинс, который тут же решил сосредоточить усилия на нескольких (особенно четких) зафиксированных на полях орнаментах и поискать геометрические связи и пропорции между составляющими их элементами (кругами, кольцами, линиями). «Мне все время казалось, что эти узоры создало нечто большее, чем слепой случай»,— признался он.

СЮРПРИЗ НОМЕР ДВА

Первым кандидатом на пристальное изучение Хоукинс выбрал незамысловатый узор из трех отдельных простых кругов, впервые появившийся на полях в 1988-м (рис. 1). Потрудившись, внутри каждого круга мистификаторы (или неведомая сила?) примяли посевы в виде 48 «спиц». Исследователь подошел к проблеме экспериментально, то бишь «методом тыка»: вычертив в точном масштабе план конфигурации, он принялся возводить на этой основе разнообразные геометрические построения. Наконец обнаружил, что может провести три прямые линии, каждая из которых является касательной ко всем трем окружностям. То есть круги располо-

Рис. 1. Триплет кругов, обнаруженный 4 июня 1988 года в окрестностях Чизфут Хэд. См. план конфигурации:Хоукинс обнаружил, что может начертить 3 прямые линии, каждая из которых соприкасается со всеми тремя окружностями. Построив равносторонний треугольник с углами в центрах кругов триплета и описав вокруг окружность, он сформулировал и доказал ТЕОРЕМУ I: отношение диаметра большого круга, описанного вокруг равностороннего треугольника, к диаметру малого круга равно 4:3.

4 «Техника — молодежи» № 11

49