Техника - молодёжи 1994-07, страница 23

Техника - молодёжи 1994-07, страница 23

Игорь БОЕЧИН,

историк

Тайна гибели «Хемпшира»

6 июня 1916 года командующий британским военно-морским флотом адмирал Д-Джеллико телеграфировал королю Георгу V:«C глубокой скорбью сооб щаем, что корабль Вашего величества «Хемпшир» был торпедирован вчера в 8 ч вечера к западу от Оркнейских островов и пошел ко дну...»

В первую мировую войну Великобритания потеряла 24 крейсера, и гибель изрядно устаревшего «Хемпшира» не вызвала бы столько домыслов, если бы участь его команды не разделил фель дмаршал лорд Горацио Герберт Китченер, который считалс живым олицетворением олониальнои империи.

Миссия «железного человека»

Узнав о начале франко-прусской войны 1870 — 1871 годов, 20-летний лейтенант Китченер добровольно записался рядовым во французскую пехоту и отличился в сражениях с пруссаками. Служа в британских колониальных войсках, он в 1895 — 1898 годах крайне жестоко подавляет восстание махдистов в Судане, за что удостаивается титула лорда оф Хартум (по названию столицы страны ставшей на 57 лет английской колонией). В 1900 — 1902 годах руководит действиями английских войск против буров в Южной Африке, кстати, устроив там концентрационные лагеря не только для военнопленных, но и для гражданского населения... Командует армией в Индии, а с началом первой мировой становится военным министроь. Великобритании. По его инициативе небольшой экспедиционный корпус, о правленный на континент на помощь французскому союзнику, быстро превратился в прекрасно оснащенную и отменно вышколенную армию.

«Передо мной сидел человек-моно лит, испытавший походы под палящими лучами африканского солнца, выпивший немало джина и виски, лишенный всякой утонченности мысли и чувства, но твердо-натвердо знающии, чего он хочет»,— вспоминал советский генерал-лейтенант А.А.Игнатьев, бывший в 1914 — 1917 годы российским военным атташе во Франции. В самом деле, Китченер обычно бесцеремонно, с солдатской прямолинейностью вмешивался в дела политиков, нередко демонстративно игнорируя мнения «штафирок». Так, отправившись в инспекционную поездку на средиземноморский театр военных действии, он не взял с собой чиновников министерства иностранных дел. А заяви шись к королю Греции Константину без обиняков предупредил, что если тот не перестанет заигрывать с Берлином, то «отнимет у него трон».

В конце мая 1916 года англичане хоть и понесли немалые потери в Ютландском сражении с кайзеровским флотом, удержали господство на море. На суше англо французские армии вновь отра зили массированные атаки немцев под

Верденом и го овились к контрнаступлению. Однако военного министра весьма беспокоили дела на Восточном фронте, где русская армия только только оправилась от «Великого отступления» 1915 года.

«Тем врем нем внутреннее положение все ухудшалось и ухудшалось, и общее недовольство ведением войны само собой перешло в нападки на царскую семью. Несмотря на то, что царица, по ее собственным словам, порвала все связи с Германией ее называли «немкой». В то же время Распутина обвиняли в шпионстве в пользу Германии... Положение было таково что немцы не замедлили его использовать. Они уже начали вести свою пропаганду мира... Все время войны П гтроград был наводнен их таи ными агентами и сочувствующими»,— писал в мемуарах англиискии посол в России Д. Бьюкенен, который в годы войны исправно снабжал такой информацией Лондон. Вот Китченер и решил побывать в России, чтобы на месте ознакомит ся с положением дел, наладить

«Лорд Китченер двинулся в путь к месту своей работы как человек, наиболее подходящий для подготовки победы, и возвратится лишь тогда, когда эта задача будет им выполнена» — так о миссии «железного человека» писал русскии журнал «Искры».

межсоюзническое сотрудничество и уточнить размеры кр дитов, которые собирались предоставить России для закупок боевой техники и вооружений. На первый случай он захватил 10 млн. фун тов стерлингов. План был прост: выехать из города сп циальным поездом в северную Шотландию, оттуда перебраться на базу Королевского флота Скапа-флоу н Оркнейских островах и на быстроходном крейсере отплыть в Архангельск. Потом вс ретиться в Петро

граде с царем и представителями командования, съездить на фронт и в Москву и вернуться прежш» путем.

2 июня Лондон уведомил начальника британской военной миссии в России Уильямса о предстоящем визите военного министра Николай II изъявил готовность принять го. Генеральный консул в Москве Р. Локкарт вспоминал, как «начал искать в антикварных магазинах подлинные экземпляры китайского фарфора, которым лорд Китченер очень увлекался».

А в Лондоне в глубокой тайне готовились к отъезду генерал Аллершоу, сэр Дональдсон, чиновник министерства иностранных дел О'Брайен с шифровальщиком, полковник Фитцжеральд, секретарь Робертсон, переводчик лейтенант Макферсон, инспектор полиции Маклейн, камердинер Серджи. 4 июня под проливным дождем специальный поезд отправился из Лондона. Китченер, почему-то наст оенный мрачнее обычного, пешил и не стал ждать запоздавшего О'Брайена.

На следующий день делегация на эсминце прибыла в Скапа-флоу. Китченер поднялся на борт флагманского линкора «Айрон дьюк». Адмирал Джеллико рассказал ему о только что состоявшемся Ютландском бое и показал маршрут выделенного министру броненосного крейсера «Хемпшир». Сначала в штабе флота хотели направить его в Атлантику восточным фарв тером вдоль Оркнейских островов, который регулярно очищали тральщики, но на этот раз непогода помешала им выйти в море. К тому же ветер развел волну, и эсминцы эскорта не поспевали бы за крейсером. Вот почему в последние часы командиру корабля Г. Сэвиллу приказали идти за-адным фарват ром, держась ближе к берегу, чтобы укрыться от шторма. Было учтено, что темное время суток в этих широтах длится всего четыре с половиной часа, значит, появление германских над одных кораблей не останется незамеченным, а субмарины сюда еще не заглядывали. Правда, Джеллико советовал повременить, пока море не успокоится, но министр был непреклонен, и в 17.30 «Хемпшир» снялся с якоря, за ним двинулись эсминцы «Юнити» и «Виктор». Пронзительный северо- осточный ветер нагонял волну.

Через 2 ч он переменился на северо-з падный, и эсминцы начали отставать. В 19.35 «Хемпшир» шел вдоль скалистого мыса Броф оф Бирлей...

«Мы готовились к отбою и развешивали подвесные койки,— вспоминал унтер-офицер У. Уэссон — Внезапно крейсер содрогнулся от мощного взрыва, погас свет. Пробегая по коридору, я заметил Китченера, I оторый вышел из каюты командира. Больше я его не видел». «Фельдмаршал поднялся на верхнюю палубу в корме, - свидетельствовал матрос У. Роджерсон.— Командир Сэ-вилл руководил спуском шлюпок. Я слы-

21