Техника - молодёжи 1994-09, страница 27

Техника - молодёжи 1994-09, страница 27

ковых на самолете, оптимальное число ракет, обеспечивать безопасность экипажа и машины, отрабатывать дистанционное управление пусками.

Сначала направляющие разместили на верхнем крыле биплана, но это отрицательно повлияло на летные характеристики последнего. Тогда их перенесли под нижнее крыло — вышло удобнее, крепление получилось проще, убыстрилось заряжание. И словно назло: стоило специалистам получить удачную конструкцию, как Артемьев в 1933 году предложил реактивные снаряды того же калибра, но с хвостовым оперением, улучшавшими их устойчивость. Пришлось переделывать направляющие...

В 1936 — 1937 годах их продолжали дорабатывать в Pea ивном научно-иссле-

Стандартныи блок направляющих, применявшийся в ВВС РККА.

Общий вид направляющей балки, устанавливаемой под крылом боевого самолета.

Советский авиационный реактивный снаряд РС-82 калибр - 82 мм, стартовый вес — 8 кг, максимальная скорость—315 м/с. На его схеме цифрами обозначены: 1 — сопло; 2 — камера сгорания; 3—боевая часть.

Модификации истребителе И-16, участвовавшие в боях у Халхин-Гола. Тип 10 (1937г.): взлетный вес — 1,7 т; скорость — 440 км/ч; силовая установка —двигатель М-25 мощностью 750л.с.;вооружение —4 пулемета ШКАС калибром 7,62 мм; потолок — 8,2 тыс. м; дальность полета — 800 км; длина — 5,9 м; размах крыла — 9 м; площадь крыла — 14,3 кв. м. Тип 17 (1938 г.): двигатель — М-25В; взлетный вес — 1,8 т; скорость — 425 км/ч; вооружение: две 20-мм пушки ШВАК, два 7,62-мм ШКАС, 200 кг бомб реактивные снаряды.

довательском институте, которому предоставили уже снятые с вооружения истребитель И-5 и бомбардировщик ТБ-1, для наземных эксп риментов — лафет 76-мм горной пушки образца 1909 года. Его сотрудники под руководством И.И. Гвая усовершенствовали авиационные направляющие для РС-82 и РС-132, которые позже применили и для армейских устройств аналогичного назначения. А на авиационном полигоне группа военинженера А.Д. Поповича занималась их всесторонней проверкой на самолетах. Тогда-то к ним подключили летчика-испытателя Н.И. Звонарева и выделили истребитель И-15 и бомбардировщик СБ.

Пуск ракет происходил после того, как летчик нажимал кнопку на ручке управления: замыкалась электрическая цепь, срабатывал пиропатрон, а от него — воспламенитель, приводивший в действие поро ховой двигатель снаряда. Его подрыв осуществлялся на определенном расстоянии дистанционной трубкой артиллерииского типа или, при прямом попадании, взрывателем ударного действия, и цель поражалась осколками и взрывной волной.

По рекомендации Поповича в Опытном конструкторском бюро Артиллерийской академии под руководством его начальника Н.М. Кондакова и инженера И.Н. Кляцких проектировали и автоматическую пусковую АПУРС-82, на направляющую которой из 5-зарядного магазина последовательно подавались РС-82. Однако подающий механизм оказался капризным и чрезмерно сложным, и работу над АПУРС прекратили.

Во второй половине 1937 года на аэродроме Бровары под Киевом провели войсковые испытания улучшенных систем. На истребителях и бомбардировщиках новейших марок размещали подкрыльевые блоки с 6 — 8 направляющими для РС-82 и 8 — 10 для РС-132, а в декабре на вооруже

ние приняли ракетоносные И-15 и И-16. После повторных войсковых испытаний подобное правительственное постановление приняли и о СБ с осколочно-фугасными РС-132. После этого одному из московских заводов поручили изготовить 3 тыс. РС-82 и 1 тыс. РС-132.

"Постановление позволило нам заключить соответствующий договор с заводом, казалось, все было в порядке,- вспоминал бывший тогда начальником Отдела пушечного вооружения Управления ВВС РККА Э.К. Ларман.— Однако спустя некоторое время к нам в управление позвонил главный инженер завода и заявил, что их посетил начальник Главного артиллерийского управления Г.И. Кулик и, ознакомившись с заказом ВВС, сказал, что реактивные снаряды Красной Армии не

Истреби е ь И-16 гил 10

о

L

нужны, и велел прекратить заниматься ими. Завод это распоряжение с удовольствием воспринял и выполнил. Меня уполномочили провести переговоры с начальником ГАУ, чтобы добиться отмены его распоряжения. Выслушав мой доклад, Кулик резко бросил: "Який ты артиллерист, ты (дальше последовала нецензурщина) знаешь, что PC значит: "Разоряй Страну"! Мы еще выясним, наши ли люди работают в Воздушных Силах..." Только после обращения командующего ВВС в Комитет о о роны распоряжение Кулика отменили. Не прошло и года, как звено Звонарева вылетело в бой в небо Халхин-Гола".

Во время "финской" войны 1939 — 1940 годов с неменьшим успехом применялись осколочно-фугасные РС-132, смонтиро

ванные на скоростных бомбардировщиках СБ. А 24 июня 1941 года истребитель, старший лейтенант Б.Ф. Сафонов, сбил реактивным снарядом немецкии "Хейн-кель-111", открыв боевой счет летчиков-североморцев. В Великую Отечественную это оружие с большим успехом применялось пилотами истребителей И-15, И-153, И-16 и особенно штурмовиков Ил-2.

В английской и американской авиации реактивные снаряды класса "воздух — воздух" стали применяться лишь с 1943 года. В том числе по наземным и надводным целям. Особенно эффективно действовали американские и британские истребители бомбардировщики над территорией Германии и оккупированных ею стран после высадки союзников летом 1944 года в Нормандии.

В Германии в 1943 — 1944 годах создали несколько образцов авиационных одно- и двухступенчатых ракет с дальностью действия 1 — 4 км, в том числе "Хен-шель-298", Р4М, "Рушталь-7", некоторые наводились по проводам. Часть их поставили в массовое производство лишь в начале 1945 года, и сыграть мало-мальски важную роль в войне им не довелось. Та же участь постигла и неуправляемые пороховые ракеты Р-100БС, "Дарттатель" и "Шланге".

Что же касается советских РС-82, впервые примененных над Халхин-Голом, то они послужили основой для наземных мобильных систем реактивного залпового огня, прозванных 'катюшами". ■

Рис. Михаила ДМИТРИЕВА

Техника-молодежи 9'94

25