Техника - молодёжи 1995-04, страница 49сеты, ничем не отличающиеся по качеству исполнения от американских, до пяти долларов..." Замятый было скандал имел продолжение: с легальных кассет (на сей раз уже отечественных!) знаменитый фильм стали воровским манером копировать мелкие видеопираты. Итог впечатляет: "Маска" есть едва ли не в каждом коммерческом ларьке, а специализирующиеся на видео магазины и пункты проката предложат вам ее в различных вариантах — от недорогой "первой копии" до стереозаписи с лазерного диска. Скандальная же слава ленте ничуть не повредила — напротив, привлекла новых зрителей и покупателей. Завязка фильма обычна для картин, успешно эксплуатирующих неисчерпаемую тему реликвий древности. Водолазы, работающие на дне реки, обнаружили в груде хлама старинный сундучок. Из него выскользнула и всплыла наверх деревянная маска. Ее-то и выудил из проплывающего мимо мусора молодой человек по имени Стэнли (Кэрри), мелкий служащий в банке и большой неудачник в личной жизни. Оказалось, что сохранившаяся со времен язычества ритуальная маска, изображающая древнескандинавского бога озорства и коварства Ло-ки, не утратила своей магической силы. Надевший ее (непременно ночью) преображается не только внешне: прилипшая к лицу личина позволяет реализовать самые затаенные желания, самые необузданные страсти. Стеснительный Стэнли, ребячливый и неловкий, как телок на льду, становится этаким суперменом-проказни-ком. А коварный бандюга Дориан (Грин) — сущим монстром. Любопытны переклички "Маски" с вышедшим практически одновременно с ней фильмом "Волк" (см. "ТМ" №2 за этот год). Там, как вы помните, похожий результат вызывался укусом хищника-оборотня. Есть в обеих картинах и соответствующие специфике явления профессионалы — ученые мужи, искушенные в истории древней магии. Очевидно, подобные сюжетные ходы стали своего рода штампом. Но "Маске" не только позволительны, но и попросту необходимы перепевы: она целиком пародия на современные триллеры с примесью мистики и киносказки типа "Батмана". От дальнейшего изложения событий уклонюсь: гиблое дело пересказывать кинокомедию, особенно такую, где эффект смеха достигается средствами клоунады. Выходки Кэрри неописуемы: пожалуй, со времен Чаплина не было в кино столь эксцентричного и подвижного комика. Отмечу одно: к финалу картины ее основные персонажи снимут маски — не сказочные, а вполне реальные, какие до поры до времени носим все мы. Ведущая в газете самую сентиментальную рубрику Пэгги (Йасбек) окажется продажной тварью — за вознаграждение в 50 ООО долларов "сдаст" доверившегося ей парня бандитам. Ресторанная певичка Тина (Диас), недавняя подружка и пособница вожака налетчиков Дориана, явится в облике нежной и душевно чистой девушки, способной рисковать жизнью ради любимого ею Стэнли. В иной, подлинной своей ипостаси предстанет и он: обретет уверенность в себе, избавится от комплекса вечного недотепы... Впрочем, как скучно звучит все это в изложении на бумаге! Комедию — пьесу ли, кинокартину ли — надо видеть, слышать, ощущать ее искрометное бытие всеми фибрами души, вольно отдавшейся смеху. Чтобы очиститься перед новым погружением в неулыбчивую повседневность. Чтобы воспринимать все с тобой и вокруг тебя происходящее с долей иронии. Иначе маска, навязанная пресловутой социальной ролью, навсегда прирастет к лицу. Героям Джима Кэрри и его собратьев по жанру приходится не только бичевать пороки, но и сражаться с их носителями, прибегая к оружию более эффективному, чем смех. Что уж тут говорить о так называемых "серьезных фильмах", где за полтора-два часа экранного действа глазам зрителя открывается целый арсенал! Оказывается, выбор огнестрельного оружия персонажем далеко не случаен. Своими наблюдениями на сей счет делится читатель из города Северска Павел РЯБОВ. Его иронические заметки я бы озаглавил так: ПОКАЖИ СВОЮ "ПУШКУ", И Я СКАЖУ, КТО ты Во времена освоения Дикого Запада "хорошие" и "плохие парни" дырявили друг друга из кольтов калибра .45 одинарного действия и винчестеров. Тогда по наличному "стволу" нельзя было определить, кто герой, а кто злодей, и вооруженные до зубов молодчики спокойно расхаживали по городкам и факториям. К 30-м годам нынешнего века картина несколько изменилась. Револьверы Смит-Вессо-на и Кольта по-прежнему любимы как мерзкими бандитами, так и доблестными полицейскими. Но если на экране возникнет зловещая тень с пистолетом-пулеметом "томпсон", знайте: это гангстер. Пользуются злодеи 30-х и пистолетами Кольта калибра .45 АСР, и чем ствол длиннее, тем бандит злее. Полицейские в это время предпочитают револьверы Кольта двойного действия калибра .38 и "смит-вессоны" калибра .455 двойного же действия, которые своим внушительным видом демонстрируют суровую справедливость закона. Научно-техническая революция и неугасший интерес к психоанализу заставили сценаристов и режиссеров ответственней подходить к выбору оружия для персонажей. "Мне нужен такой пистолет, чтобы пробить бетонную стену насквозь, спасая напарника..." — заявляет девушка из морской пехоты ("Агенты ФБР"). И конечно же, "пушка" запредельной мощности AMP-Auto Mag Pistol, появляющаяся у героя в начале фильма, заранее настраивает зрителя на победу над силами зла ("Пожелание смерти — 3"). Правда, "плохие парни" нередко маскируются под "хороших", пользуясь мощнейшими пистолетами израильского производства "дезерт игл" с калибром магнум .357. Но приемы стрельбы отличают героя от злодея. Если экранные негодяи палят в упор, пуская в расход своего напарника ("Обрученные смертью"), то вышеупомянутая особа из морской пехоты, еду-чи в машине, на полном ходу отстреливает колесо преследуемого грузовика. "Крутой" полицейский аналогичным образом гробит автофургоны с бандитами из того же "дезерт игл", с которым ходит не расставаясь ("Последний киногерой"). И все же большинство киношных злодеев выбирают "стволы", способные своим происхождением и формой обнаружить их черные замыслы. Особенно уважают антигерои оружие немецкого производства, отличающееся надежностью и точностью боя. Пистолетом фирмы "Хеклер унд Кох" P9S вооружен один из захватчиков аэродрома ("Крепкий орешек — 2"). Террорист из Ирландской республиканской армии, покушавшийся на жизнь английского герцога, а затем и агента ЦРУ, также снабжен P9S ("Игры патриотов"). И пистолетом Р7 пользуются в основном негодяи, например, главарь террористов, захвативших офис крупной компании ("Крепкий орешек — 1"). Сигналом к захвату линкора "Миссури" становится именно злодейский выстрел из Р7 в старшего офицера команды ("В осаде"). А как обстоят дела у "хороших парней"? Оружие истинного американца — револьвер, поэтому у современных киногероев в чести все те же разных моделей "смит-вессоны" калибра .38 (для щеголей и "крутых" — .357). Полицейские, особо крепкие телом и духом, наряду со "смит-вессоном" получают штатную итальянскую "бе-ретту" М92. Бывшие "копы", работающие в частных сыскных агентствах, предпочитают пистолеты "смит-вессон" М59 и М5904 калибра .45 АСР. Герой даже сбивает вертолет из верного "смит-вессона" ("Пустяковое дельце"). Не расстаются с упомянутым М5904 и персонажи Стивена Сигала. А вот парни-телохранители, работающие на правительство, не утруждают себя ношением тяжелых "пушек": работать в секрет ной службе само по себе круто. Поэтому их удовлетворяет "ругер" Р85 — "раджер" в англоязычном произношении ("На линии огня"). Ювелирно владеет им телохранитель известной певицы, чувственный и сильный человек ("Телохранитель"). Да, Р85 — он для тех героев, которые точно знают, куда, а главное, зачем стрелять. Люди, попавшие в затруднительное положение, не имея под рукой "Великого Уравнителя", часто выбирают оружие самозащиты случайно. Более свободолюбивые отдают предпочтение мощности. Таков знаменитый револьвер "ругер" магнум .44, чей патрон стоит аж два доллара, о чем заботливо напоминает Ковбой Мальборо, у которого всего-то "дезерт игл" ("Ковбой Мальборо и Харли Дэвидсон"). Выбор героем австрийского полупластмассового пистолета Тлок-17" часто свидетельствует об отсутствии у персонажа особой агрессивности. Именно этот пистолет попадает в руки неправедно осужденному, ищущему справедливости ("Беглец", известный у нас также под названием "Беглец от правосудия"). С пистолетами разобрались. Что же касается стрелкового оружия иного рода, тут выбор не столь богат. Персонажи военных кинобоевиков вооружаются в основном М16, жалуют и АК-47. Именно с ним пробивается сквозь толпы террористов герой "Коммандо". АК-74 предпочитают террористы арабского происхождения Исламский боевик, жаждущий взорвать вывезенную из бывшего СССР ядерную боеголовку, вооружен АК-74У. Злодеи-профессионалы, вознамерившиеся убить государственного деятеля рангом не ниже сенатора, применяют австрийскую полупластиковую винтовку AUG ("Последний бойскаут"). А вообще-то, хотя она и состоит на вооружении у спецподразделений полиции США, киношники ее не любят, отдавая предпочтение родной М16. С пистолетами-пулеметами MP 5 фирмы "Хеклер унд Кох", штатным оружием армейского спецназа, сражаются в военно-патриотических лентах-боевиках бравые "Морские котики". А вот MP 5К, своеобразный обрез, используют большей частью бандиты и террористы, но и "хорошие парни", победив неприятеля, не отказываются от такого трофея ("Крепкий орешек — 2"). И все же, если есть возможность выбора, настоящий американец предпочитает свой родной "ин-грем" М10 — ну хотя бы потому, что он способен уничтожить толпы врагов без вмешательства своего хозяина ("Правдивая ложь"), а в руках опытного стрелка в состоянии продырявить даже бульдозер ("Смертельное оружие — 3"). К тому же его можно подарить ребенку на день рождения ("Стой! Не то моя мамочка будет стрелять"). Чтобы подчеркнуть незаурядность персонажа, постановщики вручают ему оружие достаточно экзотическое, придавая тем самым герою ореол загадочности. Так, спокойный, молчаливый и безжалостный полицейский уничтожает маньяков-бандитов из пистолета-пулемета финского производства "яти-матик" ("Кобра"). Злодеи-профессионалы высочайшего класса, редко встречаемые даже на экране, вооружены обычно пистолетами-пулеметами фирмы "Колико" М 960 А, производящими 2000 выстрелов в минуту. А киношный охотник за людьми — убийца-профессионал вовсе обходится без многозарядной "пушки", сделав обрез из одноствольного куркового ружья 32-го калибра. Казалось бы, людям XXII века пора отказаться от оружия, или, на худой конец, перейти на бластеры. Но кинозлодеи будущего продолжают пользоваться "стволами" нашего столетия, в частности, штурмовыми пистолетами "гёнц" и гранатометами спецподразделений "джекхам-мер" Мк.З А2. А упоминавшиеся М 960 А встречаются в грядущем повсеместно. Видимо, допотопность оружия и не позволяет темным силам, злобно гнетущим население Марса, остановить героя-освободителя ("Полное возвращение памяти"). Так что за будущее можем быть спокойны. ■ ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 4 5 9 5 31
|