Техника - молодёжи 1995-07, страница 47

Техника - молодёжи 1995-07, страница 47

Итак, одна система чревата потрясениями и войнами, другая настолько стабильна, что позволяет их предотвращать. В чью пользу делается выбор, ясно. Вызывает сомнение другое: на каждой ли подлодке, на всяком ли авианосце или бомбардировщи-ке-невидимке найдется свой умница Хан-тер, который не только убежден, что в "ядерном мире настоящий враг — это сама война", но и способен в критический момент остановить руку дорвавшегося до ядерной кнопки служаки. Нарушив преступный приказ. И выполнив тем самым высший долг — человека.

Философский, притчевый подтекст "Багрового прилива" трудно сочетается с жанром боевика и понят будет не всеми. Направление же ответного (а скорее, превентивного) удара обозначено четко.

Трудно осуждать сочинителей, не изживших в сознании творимый десятилетиями образ врага с Востока — изрядно обветшавший, но периодически подновляемый провокационными заявлениями политиканов с обеих сторон. Возможно, помыслы авторов были чисты. Как белье после стирки в соименном их ленте моющем средстве "Tide" (помните рекламный ролик с убийственно простодушной рифмой: "Чистота — чисто "Тайд"!"). Возможно, двигал ими расчет — разумеется, коммерческий. Несомненно одно: прогностическая линия "Багрового прилива" оригинальностью не уступит рекламе его снежно-белого тезки.

Среди катастроф, угрожающих гибелью человечеству, сопоставима с ядерной войной пандемия неизлечимой болезни. Сообщения о ранее неизвестных смертоносных вирусах не сходят с экранов и полос газет, и уже не фантастическим предположением, не прогнозом на завтра, а художнической версией реально происходящего представляется фильм

ш А

себе способен привлечь зрителя. Но Голливуд не был бы Голливудом, ограничься он добротным производственным сюже ом В него вплетается прикпюченческо-детективная нить. Против планов родной военщины, которая добилась от президента США приказа бомбить зараженный городок, чтобы похоро нить под его руинами тайну выпущенного ее руками джинна, восстает сотрудник оборонного института, где исследуются инфекционные болезни, полковник Дэниэлс (Дастин Хоффман). Он чудом избегает ареста и, угнав с помощью своего коллеги майора Солта армейский вертолет, не только обводит вокруг пальца погоню во главе с генералом Мак-Клинтоком (Дональд Сазерленд), но и отлавливает выпущенную незадачливым (и уже покойным) контрабандистом обезьянку. В ее крови — антитвла против обеих разновидностей смертоносной заразы. И вовремя приготовленная сыворотка спасет жизнь сотням заболевших, в том числе бывшей жене Дэни-элса — тоже медику-эпидемиологу.

Но "ястребы" в борьбе за честь мундира" не останавливаются перед преступлением. Генерал Мак-Клинток, командующий операцией по уничтожению "рассадника заразы", не способен внять доводам мя ежно о полковника и подтверждает приказ на бомбардировку. И тогда Дэниэлс и его отважный напарник решаются таранить самолет со смер оносным грузом. В последний момент нервы у молодых пилотов бомбардировщика не выдерживают, они отворачивают в сторону, и бомба падает в прибрежные воды... А друг Дэниэлса генерал Форт (Морган Фриман), предотвращая новую попытку бомбить зараженный город, отстраняет Мак-Клинтока от командования "за преступное сокрытие жизненно важной информации от президента Соединенных Штатов". Знакомая ситуация, не так ли?

Несколько удручает интимная линия картины: уже в каком по счету кинобоевике расставшиеся супруги, пройдя через немыслимые испытания, обретают утраченную, казалось, любовь и надежду на счастье. Вспомним "Бездну1 (см ТМ' № 9 за 1994 год), "Крепкий оре шек' — и смиримся с очередным повтором вечного как мир сюжета: уж если хэппи-энд, то полный.

...Меж тем, в день, когда вы прочтете эти строки, число умерших от вируса Эбола, от возбудителя СПИДа, от иных — "именитых" и безымянных — инфекций составит... Никто не скажет, сколько: мертвые переписи не проводят.

Злободневность проблемы, удачный сплав мастерски снятых эпизодов работы военных и гражданских медиков с динамичной приключенческой интригой дали впечатляющий результат: за считанные месяцы проката "Outbreak" собрал более 60 млн. долларов.

Итак, снова преступный приказ, и снова мужественный человек, посмевший ему не подчиниться. Техническая оснащенность современных вооруженных сил и неизбежно связанных с обороной передовых производств и исследований такова, что многое уже действительно зависит от отдельного исполнителя, от его профессионального мастерства и порядочности. Но если первый предмет изучают в университетах и колледжах, то где преподают второй7

Конверсия происходит не только в военной промышленности. Совершается она и в мировоззрении. Правда, оружия при этом не становится меньше. Не убавляется и количество фильмов о тех кто им владеет. Смещаются лишь акценты: теперь в боевой раскраске героя чаще преобладают светлые тона. И хотя зритвль понимает, что в жизни благородный одиночка не остановит грозящую миру катастрофу, киноперсонажу это пока по плечу. Старые надежные голливудские штампы переплавке не подлежат. ■

НЕ ПОДЛЕЖАТ

ЭПИДЕМИЯ (Outbreak), США, Warner Bros., тановил жесточайший карантин. Иной способ

1995.128 мин., (в). Режиссер Вольфганг Петерсен. В ролях: Дастин Хоффман, Рене Руссо, Морган Фриман, КубаГудинг-младший, Патрик Демпси, Дональд Сазерленд, Кевин Спейси.

Название, под которым лента появилась в нашем видеопрокате не является точным переводом подлинного. "Outbreak" дословно означает "взрыв", "вспышка", восстание", "возмущение — и каждый из вариантов по-своему точен. Создателям картины не понадобилась "русская угроза' объектом их внимания, их возмущения становятся не "соколы" с Востока, а собственные, доморощенные "ястребы".

Замысел и фактуру сценария, авторами которого значатся Лоуренс Дуоре" и Роберт Рой Пул, определили действительные события, связанные с вирусом Эбола, получившим свое имя от невеликои речки, на берегах коей он дал о себе знать в 1976 году. О нем писала "ТМ", № 3 за этот год, а в связи с новой вспышкой геморрагической лихорадки в Заире — практически все массовые издания. Тогда, 19 пет назад, жертвами тропического убийцы стали около 300 жителей заирского городка Ямкумбу, тремя годами позже вирус объявился в Судане, в прошлом году — в Республике Кот-д'Ивуар, и вот сегодня пожинает кровавую жатву снова в Заире. В день, когда пишутся эти строки, число пораженных достигло 137, из них 101 человек умер.

Ту первую (из нам известных) эпидемию ос-

избирают персонажи фильма — военные специалисты США, экспериментирующие с воз будителями инфекционных заболеваний. Информация о вспышке смертельной язвенной лихорадки, имевшей место в июле 1967 года в долине реки Мотаба, в лагере американских наемников, воюющих в Заире, не станет достоянием общественности: чтобы пресечь распространение вируса, на головы его носителей вместо ожидаемых медикаментов сбрасывается мощная бомба. Сведения о случившемся и результаты опытов строго засекречиваются.

Но, уничтожив неизлечимо больных людей, преимущественно собственных сограждан, преступники из Пентагона не убили заразу: вымышленный вирус Мотаба, подобно его реальному прототипу Эбола, поражает не только человека, но и обезьян. У*е в наши дни вспыхивает эпидемия в Заире, однако на сей раз болезнь "переплывает" океан: разносчиком инфекции в Соединенных Штатах становится контрабандным путем ввезенная мартышка Как выяснится позже, она является носителем двух разновидностей вируса. Старая — передается лишь при контакте с инфицированным, и против нее, оказывается, есть вакцина, долгие годы хранившаяся за бронированными дверьми в сейфе военной лаборатории; новая — распространяется также и воздушно-ка-пельным путем, как банальный грипп.

Показ подвижнических усилии эпидемиологов, с риском для собственной жизни борющихся за спасение инфицированных, сам по

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 7 ' 9 5

45